4 октября 2004 года. В прошлую среду ровно в полдень под молоток аукциониста ушел один из самых лакомых кусков нефтяной индустрии России. Фонд федерального имущества РФ, контролирующий продажу государственных активов, выставил на аукцион 7,6-процентную долю в одной из крупнейших нефтяных компаний, "Лукойл". Победителем в аукционе стала выложившая 2 млрд. долл. США "ConocoPhillips", третья по величине в Америке нефтяная группа и первая иностранная фирма, купившая долю акций в крупной российской нефтяной компании.
Приобретение, сделанное "ConocoPhillips", является самым крупным в целой серии инвестиций международных нефтяных компаний в российский энергетический сектор. В прошлом месяце ее соперница, французская группа "Total", объявила, что за 1 млрд. долл. покупает миноритарный пакет в быстро растущей компании "Новатек", которая сегодня является крупнейшим в России независимым добытчиком природного газа.
А американская нефтяная группа "ChevronTexaco" объявила о своих планах расширения сотрудничества с российским газовым гигантом "Газпром" в производстве сжиженного природного газа.
Но эти сделки важны не только в силу своей масштабности. Они приходятся на то время, когда российские власти принуждают к банкротству крупнейшую в России нефтяную компанию "ЮКОС", которая ведет борьбу против Кремля. Следовательно, эти инвестиции являются важной демонстрацией поддержки России тремя известными западными компаниями.
Логика может подсказать, что иностранным инвесторам следовало бы бежать при виде того, как российское правительство громит компанию такой величины и такой репутации, как "ЮКОС". Вместо этого они продолжают покупать акции в целом ряде отраслей промышленности России.
Так какова же позиция Кремля в отношении иностранных инвесторов? Если он пытается вернуть себе активы такой компании, как "ЮКОС", то почему он продает свой пакет акций в компании "Лукойл"? Короче, делает ли президент Владимир Путин жизнь иностранных инвесторов и компаний легче или труднее?
"Инвестиции в любой стране - вопрос страха и жадности. Случившееся с "ЮКОСом" сделало людей более пугливыми, однако высокая мировая цена на нефть делает людей жадными, - говорит Уильям Броудер (William Browder), руководитель крупнейшего в России инвестиционного фонда "Hermitage Capital Management". - При столь высокой цене на нефть многие компании проявляют большой энтузиазм в отношении инвестиций в России".
Недавние события, кажется, подтверждают слова Броудера. Крупнейшие мировые нефтяные группы испытывают давление в пользу поисков новых резервов нефти и природного газа. Россия, несмотря на присущие ей риски, представляет собой слишком большой приз, чтобы от него отказываться: добыча нефти за 8 месяцев текущего года выросла на 9,9%, и сегодня Россия добывает чуть более 9 млн. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л) нефти в сутки - почти столько же, сколько и Саудовская Аравия, которая добывает 9,5 млн. баррелей в сутки.
Эти факты не ускользнули от внимания крупных мировых нефтяных групп.
Генеральный директор компании "ConocoPhillips" Джеймс Мульва (James Mulva) в последние недели дает понять, что хочет, чтобы его компания стала "крупным игроком" в России. Равным образом, "ExxonMobil" и "ChevronTexaco" продолжают увеличивать добычу в этой стране.
BP, вторая в мире нефтяная компания, пока что остается единственной из четырех крупнейших компаний мира, которой удалось установить в России серьезное присутствие - создать стоящее 8 млрд. долл. совместное предприятие с российской компанией ТНК. В июле BP сообщила, что, если бы она не вступила в партнерские отношения с ТНК, ее добыча нефти во втором квартале текущего года сократилась бы на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; фактически же она сообщила об увеличении объема добычи нефти во втором квартале на 18%.
По словам Броудера, рекордные уровни иностранных прямых инвестиций - опубликованные ООН в прошлом месяце данные свидетельствуют, что иностранные инвестиции в России в прошлом году составили 6,7 млрд. долл., почти в 2 раза больше чем в позапрошлом году (3,4 млрд. долл) - доказывают, что иностранные инвесторы рассматривают дело "ЮКОСа" как единичный случай, как противоборство между Кремлем и Михаилом Ходорковским, основателем "ЮКОСа" и самым известным российским олигархом, то есть представителем нового племени миллиардеров.
"В этом году мы имеем множество новых инвестиций, а это говорит о том, что, хотя случай с "ЮКОСом", возможно, неприятен, большинство рассматривают его как проблему, обусловленную политической вендеттой, а не изменениями в политической повестке", - сказал Броудер.
Стратег из компании "Тройка Диалог" в Москве Джеймс Фенкнер (James Fenkner) согласен с этим мнением. Сегодня, говорит он, "рынок пытается возвести ограду вокруг дела 'ЮКОСа' и не видит 'ЮКОСа номер два'". Он утверждает, что Путин сознательно послал сообщение другим олигархам, что "если вы станете поддерживать оппозиционных политиков, я не только повышу вам налоги, но могу также отнять ваши активы, а вы сами кончите тем, что окажетесь в тюрьме". Это очень четкое сообщение. Оно прозвучало с такой силой, что "даже олигарх сумел его понять".
Тем не менее, если недавние события не отпугнули инвесторов, то сделали их более осторожными. "Total", к примеру, была в числе тех компаний, которые в прошлом году вели переговоры о слиянии с российской компанией "Сибнефть" до того, как произошло ее неудачное слияние с компанией "ЮКОС". С тех пор французская группа дает понять, что не торопится возвращаться за стол переговоров.
"Сейчас рисков стало существенно больше, чем 6 месяцев назад", - говорит один менеджер нефтяной промышленности.
Многие полагают, что прямая поддержка Кремля в принятии решений об инвестициях сегодня более важна, чем когда-либо. Менеджеры отрасли указывают на встречу между Мульвой из "ConocoPhillips", Путиным и главой "Лукойла" Вагитом Алекперовым в июле как на очевидный пример этого. Большинство расценило эту встречу как свидетельство попытки американской компании заручиться очевидным благословением Кремля. На прошлой неделе и "Conoco", и "Лукойл" подчеркивали, что их сотрудничество пользуется сильной поддержкой российского и американского правительств.
"Политическое благословение очень важно в сегодняшней России, а поэтому перед тем, как принимать важное решение, компании пытаются заручиться таким благословением, - говорит один менеджер в Москве. - Решает ли государство, каким компаниям разрешено иметь иностранных инвесторов? Да, безусловно".
Для многих лакмусовой бумажкой приверженности России рыночным реформам остается газовый гигант "Газпром". Ранее в этом месяце правительство объявило о слиянии "Газпрома" и "Роснефти" с целью создания самой мощной в России энергетической группы. Большинство менеджеров увидели в этом решении попытку Кремля не просто создать в стране центр энергетики, но также увеличить свой контроль над стратегически важными секторами экономики. Объединение "Газпром-Роснефть", говорит один менеджер, дает Кремлю сильный рычаг влияния на один из ключевых секторов российской экономики.
Данное слияние, кроме того, устранит ограничения для иностранцев на покупку акций "Газпрома". До сегодняшнего дня правительство, прямая доля которого в "Газпроме" составляла 38%, запрещало иностранцам покупать продаваемые в России акции "Газпрома". В результате слияния правительство получит контроль над 51% акций объединенных компаний, но проложит иностранцам путь к покупке остальных 49%.
А тем временем некоторые из крупнейших российских инвестиционных фондов готовятся к продолжению борьбы с Кремлем из-за предлагаемых изменений в закон о совместном предприятии. Эти изменения позволят вкладчику, который имеет не менее 90% акций, выкупить остающиеся акции миноритарных вкладчиков по цене, определяемой консультантом, которого нанимает и оплачивает держатель контрольного пакета акций.
В письме Путину в конце прошлого месяца группа из 25 инвесторов заявила о своих опасениях, что в связи с новым толкованием закона иностранные инвесторы окажутся в невыгодном положении. "Внешний инвестор в России является, по определению, миноритарным вкладчиком ", - говорит Броудер из фонда "Hermitage".
Победа "ConocoPhillips" на аукционе по продаже акций "Лукойла", несомненно, является важным сигналом поддержки для правительства Путина и в определенной мере способствует восстановлению доверия к России среди иностранных инвесторов. Однако это доверие остается весьма хрупким.
"Ситуация для инвесторов сегодня не хуже чем прежде, - говорит Броудер. - Но всякий, кто инвестирует в России, должен понимать причины того, почему Россия такая дешевая, и быть готовым к рискам еще до того, как ступит ногой в воду".