Беларусь счастливой страной никак не назовешь. Одна треть ее населения погибла в годы второй мировой войны, немало сгинуло и во время сталинских чисток. Катастрофа на Чернобыльской АЭС, произошедшая в 1986 году, привела к радиоактивному заражению пятой части территории Беларуси. С 1994 г. в этой стране с населением в 10 млн. человек правит Александр Лукашенко. В том случае, если г-ну Лукашенко удастся одержать победу на референдуме, запланированном на 17 октября, он сможет выдвигать свою кандидатуру на третий срок президентства, а белорусы рискуют заполучить его навечно.
Обретение национальной независимости стало для Беларуси, - которая всегда испытывала на себе очень сильное влияние своего соседа России, и в годы советской власти была в общем-то процветающей республикой, - дезориентирующим фактором. После того, как г-н Лукашенко, ранее работавший председателем колхоза, победил на президентских выборах 1994 года, он задался целью повернуть историю вспять. Он сохранил прежнее название КГБ и продолжил политику, направленную на создание еще более крепкого союза с Россией. Он также свернул экономические реформы, взял курс на поддержку госпредприятий, обозначив приоритетные задачи для достижения экономического роста, и отверг все предложенные МВФ советы.
В других странах г-на Лукашенко всегда считали эксцентричным, но в общем-то безобидным шутом. Для своих же сограждан он гораздо менее смешон. 'Конечно, Лукашенко - не Сталин', - считает Анатолий Лебедко из Объединенной гражданской партии, - 'но в идеологическом отношении он тому приходится внуком'. Политические противники президента могут в любой момент лишиться свободы, средств к существованию, быть покалеченными и даже распроститься с жизнью. Демократично настроенные студенты исключаются из университетов и избиваются милицией. На г-на Лебедко и других видных политических деятелей совершались нападения, были случаи, когда они попадали за решетку. Налоговики постоянно трясут правозащитные организации. В период с 1999 по 2000 гг. в республике 'исчезли' три оппозиционно настроенных политика и один журналист. (Глава президентской администрации Урал Латипов назвал этот факт 'трагедией').
Государственное телевидение показывает сюжеты о том, как г-н Лукашенко требует от министров претворять в жизнь его замыслы, и время от времени отправляет их в отставку за то, что не справились с возложенной на них задачей. В этом, возможно, кроется одна из причин его сохраняющейся популярности у населения в бедных деревнях и среди пожилых. Справедливости ради следует отметить, что пенсии и зарплаты работникам государственного сектора выплачиваются регулярно и в срок; экономика страны развивается устойчивыми темпами, а инфляция находится на сравнительно низком уровне. Президент пообещал, что размер средней ежемесячной зарплаты в стране достигнет к концу года уровня в 195 долларов. Но даже с учетом этого, по мнению специалистов в области опросов общественного мнения, он недостаточно популярен, чтобы набрать необходимое ему для победы число голосов участников референдума.
К счастью для него в Беларуси система подсчета голосов имеет большее значение, чем само голосование. Представитель оппозиционного Белорусского народного фронта Винцук Вячорка предполагает, что произойдет 'мошенничество национального масштаба'. После референдума 1996 года г-н Лукашенко свел функции парламента к чисто формальным. И на парламентских выборах, которые также намечены на 17 октября, он особо не рискует. Кандидаты от оппозиционных сил были исключены из избирательных списков по причинам, которые международные наблюдатели расценивают как 'явно несущественные, а основания - чисто формальными'.
Между тем, по утверждению г-на Латипова, даже в том случае, если г-н Лукашенко одержит победу, он может принять решение не баллотироваться на третий срок. Критики нынешнего президента надеются на то, что разочарованные в верховной власти белорусы осознают свою силу или на то, что разобщенная ныне оппозиция сможет объединиться. Пессимисты же со своей стороны предполагают, что после 'победы' на референдуме репрессии обрушатся на страну с удвоенной силой.
Что могут в этой ситуации сделать другие страны? Конгресс США утвердил Закон о демократии в Беларуси, по которому во въездных визах в США отказано официальным лицам, причастным к 'исчезновениям' в стране неугодных политиков и журналистов. Аналогичное решение было принято и руководящими органами Евросоюза. Однако подобные односторонние шаги позволяют г-ну Лукашенко говорить о сведении Западом счетов. Г-н Латипов утверждает, что они отчасти вызваны разочарованием Запада в успехах белорусской экономической модели. Он также считает, что тем самым нанесен косвенный удар по России. Лукашенко затормозил шаги в направлении создания более тесного союза с Россией, как только понял, что ему в нем уготована роль обычного регионального губернатора. Однако в Москве по-прежнему считают его полезным союзником, хотя и с налетом шутовства и гротеска.