Станислав Шушкевич, возглавлявший Беларусь после падения Советского Союза, рассказывает грустную историю, в которой, как в капле воды, отражается реальность. В этой реальности Запад попросту забыл о существовании десяти миллионов белорусов, живущих через забор от Европейского Союза.
- Как-то один американский конгрессмен сказал: 'Мне всегда нравилась ваша страна, особенно после того, как вы избавились от этого Чаушеску'.
Многие люди на Западе самоуверенно полагали и до сих пор полагают, что все бывшие коммунистические страны, которые они к тому же легко путают, уверенно двигаются к торжеству демократии. Другие страны, может, и движутся, но не Беларусь. С 1994 года президент Беларуси Александр Лукашкенка (так в оригинале - пер.) грубо толкает свою страну обратно к тоталитаризму и командной экономике.
Организовав и подтасовав референдум 17 октября, Лукашенка 'победил' и получил право изменить конституцию и в 2006 году баллотироваться на третий президентский срок (а также на четвертый и пятый, если к 2016 году президент, которому сейчас всего 50 лет, не решит отменить выборы вообще). По официальным данным, на референдуме его поддержало 77 процентов электората - цифра, не имеющая, по заявлениям независимых социологов, абсолютно ничего общего с реальностью. У Беларуси теперь практически не остается выбора, кроме как оставаться в том жалком состоянии, в котором она находится сейчас, если только Россию не удастся убедить что-нибудь с этим сделать.
Перед референдумом многих беспокоил вопрос, как будет вестись подсчет голосов. Во время самого плебисцита были данные о том, что команда Лукашенка заполняла бюллетени еще до того, как их выдавать. Да одной государственной пропаганды, ограничений, наложенных на независимую прессу, и преследования оппозиционных политиков с лихвой хватило бы, чтобы признать недействительными любые результаты.
Также международные наблюдатели объявили о нарушениях в ходе парламентских выборов, проводившихся в тот же день. На этих выборах в парламент не прошел ни один из кандидатов от оппозиции, многие из которых были сняты с выборов из-за абсурдных технических придирок. Господин Лукашенка всегда правил своей страной как царь, и тонкости конституции или законов его волнуют мало. Белорусские правозащитники, которые под смехотворными предлогами подвергаются преследованиям со стороны власти и даже садятся в тюрьму, опасаются, что теперь от авторитаризма он перейдет к откровенной диктатуре.
Оптимисты за рубежом, которые хранили надежду, что Белоруссия, как, например, Грузия в прошлом году, окажется способна на демократическую революцию, вряд ли дождутся, что их мечта станет реальностью. Беларусь - не Грузия, и даже не Украина, где на следующей неделе пройдут выборы - тоже не без греха, но все же. Многие до сих пор поддерживают Лукашенка за то, что он вовремя выплачивает государственные зарплаты (то есть большинство зарплат в стране) и государственные пенсии. Но даже те, кто, может, и хотел бы увидеть, как он летит вниз со своего трона, вряд ли выйдут на улицы. Мрачная история страны, наполненная разнообразными иностранными правителями, сделала белорусов народом терпеливым и аполитичным.
Что же может сделать весь остальной мир, чтобы подстегнуть их? Справедливости ради скажем, что американцы и Европейский Союз кое-что все-таки делают. Именно международным вниманием к этой проблеме можно объяснить тот такт, что белорусские диссиденты больше не 'пропадают без вести', как трое оппозиционных политиков и один журналист в 1999-2000 годах, хотя их все еще избивают и арестовывают. И Евросоюз, и Америка отказывают в выдаче въездных виз должностным лицам, замешанным в самих исчезновениях и последующих показных расследованиях.
Теперь они должны сделать то же самое в отношении чиновников, стоящих за подтасовкой результатов выборов и подавлением свободы слова и собраний. Конгресс США принял 'Закон о белорусской демократии', в котором прописаны меры по поддержке демократических движений. В прошлом эти деньги использовались на выплату штрафов, которые налагались за критику Лукашенка. Но Западу в одиночку сложно делать что-то кроме этого. Введение экономических санкций приведет лишь к тому, что белорусы, и без того бедные, станут еще беднее.
Что может сделать Россия
Самое лучшее, что могут сделать Америка и Европа - убедить Россию в том, что Лукашенка - не тот сосед, который ей подходит. Как-то Лукашенка даже предложил объединить Россию в Белоруссией, с тем что он будет управлять обоими; естественно, президент России Владимир Путин резко отказался. Белорусская экономика, в которой господствуют огромные государственные предприятия и колхозы, сейчас может быть уже слишком советской для интеграции, о которой в свое время и правда шла речь. Но, как бы Лукашенка ни раздражал Путина, Россия все еще снабжает его и его страну дешевыми энергоносителями.
Российские политики просто в очередь выстраивались в поддержку лукашенковского референдума. Но господину Путину не худо бы и пошевелиться, чтобы привнести в Беларусь больше демократии. То, что делает Лукашенка, включая и незаконную торговлю оружием, которую скрывает его насквозь коррумпированный режим, омрачает в том числе и репутацию России. И даже те в России, кто до сих пор относится к соседней стране с позиций 'холодной войны' как к 'зоне влияния', немного потеряют, если режим в этой стране станет несколько менее репрессивным. Но, если Путин и Запад продолжат ждать, то сбросить с престола Лукашенка, подобно Фиделю Кастро на Кубе, станет практически невозможно.