Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Следите за Украиной

Это тоже президентские выборы, которые могут изменить мир

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если выборы в Америке могут предопределить отношения между Западом и Ближним Востоком, то выборы на Украине будут способствовать формированию не только будущей Европы, но также и отношений между Западом и другим, более холодным Востоком: Россией и ее бывшими доминионами.

Вскоре откроются избирательные участки, гонка остается слишком напряженной, страна глубоко расколота, избирательные кампании становятся все более грязными, опасаются мошенничества, а исход будет иметь далеко идущие последствия для глобального баланса сил. Но речь не о Соединенных Штатах. Тридцать первого октября украинцы тоже пойдут голосовать. Их выбор президента (хотя, вероятно, будет второй тур 3 недели спустя) будет практически не замечен в той лихорадке, которая окружает выборы в Америке, однако так не должно быть. Если выборы в Америке могут предопределить отношения между Западом и Ближним Востоком, то выборы на Украине будут способствовать формированию не только будущей Европы, но также и отношений между Западом и другим, более холодным Востоком: Россией и ее бывшими доминионами.

За прошедший год Россия убедила большинство из остававшихся скептиков, что ее кратковременный роман с либеральной демократией кончился. Постепенное удушение политических свобод, война в Чечне, нарастающий по спирали терроризм и неспособность оппозиции предложить что-то лучшее погрузили ее население в апатию и вновь разбудили призрак геополитики советской эпохи. Это не "холодная война", в которой Кремль добивался мирового господства, но "холодный мир", в котором Россия будет иметь дело с Западом, когда избежать этого нельзя (например, в торговле, энергетике, оружии и миротворческих акциях), но не пожелает вмешательства извне в то, что она считает своими внутренними делами, включая находящиеся в ее сфере влияния страны, то есть регион, который она многозначительно именует "ближним зарубежьем".

Выборы на Украине как раз определят размеры этой сферы. С тех пор, как распался Советский Союз, его члены пошли дальше разными путями. Небольшие государства Балтии оказались в гравитационном поле Европы. Грузия в более позднее время сделала заявку на свободу. Большинство остальных стран остаются прочно привязанными к России как в политическом, так и в экономическом отношениях.

Однако Украина сегодня балансирует на острие ножа между Россией и Европой. Хотя многие из 49 миллионов ее граждан говорят на русском языке, который является для них родным и единственным, даже некоторым из них до смерти надоела политика назначения на посты по знакомству, которую проводит промосковский режим Леонида Кучмы, поддерживаемый олигархическими предпринимательскими кланами. На предстоящих выборах они будут выбирать между Виктором Януковичем, лидером одного из кланов и дофином г-на Кучмы, и Виктором Ющенко, которого ассоциируют с Западной Украиной, населенной преимущественно говорящими по-украински людьми, которые хотят реформировать экономику, вырваться из ярма олигархов и сформировать более тесные связи с Европой и Америкой.

"Народ нас любит"

Даже если он будет избран - а г-н Ющенко будет за это бороться - следует помнить о том, что на посту премьер-министра и в роли лидера оппозиции он проявил себя некомпетентным и нерешительным. Те, у кого есть свой заявленный интерес, Россия в особенности, не сдадутся без боя. Но у них будет складываться впечатление, что они "потеряли" Украину, одну из крупнейших стран Европы. Они станут чаще уходить в защиту, ожидать новых ссор по вопросу американского влияния на Кавказе и в Средней Азии. Однако крепнущая независимость Украины ограничит способность России влиять на окружающих.

Однако победа г-на Ющенко, быть может, повлияет на рядовых россиян больше, чем на тех, кто сидит в Кремле. Несмотря на 13 лет независимости, Украина для многих россиян все еще является чем-то большим, чем российская провинция. Им не нужен зарубежный паспорт, чтобы туда поехать. Они покровительствуют украинцам, как когда-то англичане покровительствовали ирландцам как мужланам и дурням, которые говорят смешным языком.

Однако в сопоставлении с Россией эта страна мужланов начинает казаться привлекательной. На Украине действует активная, пусть даже неэффективная оппозиция, есть несколько более свободная пресса, менее репрессивная тайная полиция, нет внутренних войн и, как результат, нет терроризма. Если г-н Ющенко победит, и останется в живых (он заболел во время предвыборной кампании в результате того, что было подозрительно похожим на отравление) и если он сумеет двинуть вперед реформы - а это все большие "если" - тогда россияне, быть может, станут размышлять, а почему такого не может быть у них дома. Пример Украины мог бы стать катализатором политических перемен в соседней с ней стране и мог бы ускорить таяние "холодного мира".

А поэтому Западу не следует смущаться своих требований провести на Украине честные выборы. Россия поддерживает г-на Януковича как открыто, так и тайно. Европе и Америке следует поднимать шум по поводу любых нарушений закона о выборах и призывать украинцев защищать собственную демократию.

И кто бы ни стал победителем на выборах, Западу следует предложить Украине такие стимулы, которых Россия предложить не может, и поддержать ее амбиции относительно вступления в НАТО, во Всемирную торговую организацию и в Европейский союз (ЕС). ЕС в особенности может больше делать для того, чтобы помочь Украине сделать первые шлаги в направлении этой, пока еще удаленной, цели, например, направив на Украину советников для помощи в проведении реформ, которые потребуются Украине для того, чтобы соответствовать действующим в ЕС правилам, а также открыть двери для увеличения потока финансов из стран ЕС; он мог бы даже начать обсуждать с Украиной вопрос, который до сего времени не стоял в повестке, а именно сроки и пути вступления Украины в члены этого союза. Демонстрация Украине возможности избавиться от советского наследия станет сильным аргументом против тех, кто продолжает считать, что Россия и ее соседи обречены жить в условиях сохранения этого наследия.