Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Все начинается заново? Не исключено

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Израильско-палестинский конфликт - и поиски его мирного решения - явно вступают в новую фазу. Намеченная правительством Израиля эвакуация еврейских поселений из сектора Газа по-прежнему вызывает среди израильтян острые разногласия, хотя премьер-министр страны Ариэль Шарон, судя по всему твердо решил выполнить это решение и на этой неделе одержал очередную небольшую победу: израильский парламент - Кнесет - одобрил законопроект о компенсациях поселенцам, которым придется покинуть Газу

Ясир Арафат - во французской больнице. Джордж Буш - в Белом доме. Израильтяне и палестинцы видят в этом как новые возможности, так и опасности

Израильско-палестинский конфликт - и поиски его мирного решения - явно вступают в новую фазу. Намеченная правительством Израиля эвакуация еврейских поселений из сектора Газа по-прежнему вызывает среди израильтян острые разногласия, хотя премьер-министр страны Ариэль Шарон, судя по всему твердо решил выполнить это решение и на этой неделе одержал очередную небольшую победу: израильский парламент - Кнесет - одобрил законопроект о компенсациях поселенцам, которым придется покинуть Газу.

Что же касается палестинской стороны, то серьезная болезнь Ясира Арафата, из-за которой его пришлось на прошлой неделе переправить во Францию для лечения, неизбежно провоцирует активное обсуждение вопроса о его преемнике - и возможном политическом курсе, который станет проводить этот преемник.

Наконец, переизбрание г-на Буша - хотя на первый взгляд оно и представляется оптимальным исходом для г-на Шарона - оживило в сознании израильтян образ американского президента, который, обеспечив себе второй срок, может повести себя жестче в отношении Израиля, чтобы гарантировать мирное соглашение между евреями и арабами на Ближнем Востоке.

Многие израильтяне восприняли сообщения о тяжелом состоянии г-на Арафата как хорошую новость. Генерал Ахарон Зееви Фаркаш (Aharon Ze'evi Farkash), глава военной разведки, заявил на заседании кабинета министров, что теперь, когда г-н Арафат уже не служит препятствием (хотя г-н Шарон пообещал, что позволит ему вернуться в Палестину), 'появился шанс завершить нынешний виток насилия', начавшийся четыре года назад. Однако, если г-н Арафат сойдет со сцены навсегда, перед Израилем возникнет новая, и довольно неудобная дилемма.

С самого начала последнего восстания в Палестине - интифады - Израиль настаивает, что у него нет надежного партнера для переговоров; по словам израильской стороны, г-н Арафат, занимающий пост главы Палестинской администрации, созданной для управления большей частью Западного берега Иордана и сектора Газа, стремится уничтожить еврейское государство. А раз нет партнера, то нет и переговоров: это, судя по всему, вполне устраивало г-на Шарона, который, как подозревают палестинцы, хотел бы навечно оставить добрую половину Западного берега под властью Израиля, бесконечно оттягивая переговоры об 'окончательном статусе' этой территории.

Эту точку зрения подтверждают недавние заявления его доверенного советника Дова Вайсгласса (Dove Weisglass), откровенные до безумия. По его словам, г-н Шарон хотел бы, чтобы 'весь этот пакет вопросов под названием 'палестинское государство'. . . был навсегда снят с нашей повестки дня'. К немалому удовольствию г-на Шарона, г-н Буш разделял его мнение о том, что г-н Арафат - неисправимый террорист и лжец, недостойный того, чтобы с ним велись переговоры.

Однако если г-н Арафат умрет или лишится дееспособности, потеряет силу и аргумент об отсутствии партнера. Если у палестинцев появится новый лидер, который к тому же пообещает отказаться от насилия, Израиль подвернется жесточайшему давлению со стороны международного сообщества: оно потребует от Израиля изменить позицию - в том числе прекратить военные операции на Западном берегу и в Газе, а также убийства палестинских боевиков, освободить заключенных-палестинцев и частично снять ограничения свободы передвижения на палестинских территориях. Его также будут призывать к координации переселения еврейских жителей Газы с Палестинской администрацией, а не осуществлять эвакуацию в одностороннем порядке, и к возобновлению переговоров в рамках 'дорожной карты' - плана, который должен привести к созданию палестинского государства.

Даже независимо от состояния здоровья г-на Арафата, за переизбранием г-на Буша скорее всего последует вспышка дипломатической активности в регионе: Египет уже приступил к энергичным действиям. Чтобы улучшить отношения между Америкой и Европой, г-ну Бушу, вероятно, придется пообещать приложить больше усилий по разрешению израильско-палестинского кризиса. Г-н Вайсгласс уже 'прощупывает почву' в Брюсселе и Лондоне.

В особенности г-н Шарон опасается того, что г-н Буш, обретя новую энергию, может присоединиться к европейцам, требуя от него дать принципиальное согласие, после эвакуации Газы, очистить и большую часть Западного берега. На этой неделе, когда шестнадцатилетний подросток-палестинец на тель-авивском рынке взорвал себя и троих израильтян, г-н Шарон поспешил заявить, что 'в Палестинской администрации ничего не изменилось'.

Манящий и опасный палестинский 'престол'

Пока г-н Арафат находится за рубежом в больнице, его ближайшие помощники изо всех сил подчеркивают свою приверженность его политике и авторитету верховного вождя. Кресло Арафата на их заседаниях пустует, но его дух незримо присутствовал на каждом из них. Большинство его полномочий временно разделены между двумя руководителями - Махмудом Аббасом (Mahmoud Abbas) (его также называют Абу Мазен/Abu Mazen), занимающим пост генерального секретаря Организации освобождения Палестины, объединяющей большинство палестинских организаций за исключением исламистского движения 'Хамас', и премьер-министром Ахмедом Куреи (Ahmed Kurei), известным также под именем Абу Алаа (Abu Alaa). У обоих политиков в прошлом возникали трения с г-ном Арафатом, но тем не менее они остаются его лояльными сторонниками.

Пока неясно, какими мотивами руководствовался шестнадцатилетний смертник, осуществивший теракт на этой неделе. Его мать резко осудила тех, кто послал на смерть этого подростка, почти ребенка. Этот взрыв стал первой атакой террористов-камикадзе на территории Израиля за пять недель, но за этот же период от рук израильских военных погибли как минимум 165 палестинцев - как боевиков, так и мирных жителей - в основном в Газе. Однако с политической точки зрения более красноречивым фактом стало заявление левого Народного фронта освобождения Палестины (НФОП) - организации, взявшей на себя ответственность за последний теракт. Она мрачно посоветовала 'палестинским элементам' отказаться от мысли об окончании 'вооруженной борьбы'.

Эта угроза была явно адресована господам Аббасу и Куреи. В любом случае, перед ними стоят две приоритетные задачи.

Первая заключается в наведении хотя бы относительного порядка в палестинской полиции. Кроме того, им надо убедить г-на Шарона в необходимости координации планируемой эвакуации Газы с палестинцами. Глава египетской разведки Омар Сулейман (Omar Suleiman) уже энергично действует в качестве неофициального посредника между американцами, палестинцами и израильтянами. По словам г-на Шарона, он только приветствовал бы такую координацию, если бы в Палестине появилось другое руководство, которое осуществило бы 'демонтаж террористической инфраструктуры' на палестинских территориях, как требует международный план урегулирования - 'дорожная карта'.

Если это означает разгром группировок вроде НФОП и арест их членов, то такое вряд ли произойдет. Однако и г-н Аббас, и г-н Куреи считают, что крупнейшая светская партия Палестины ФАТХ и исламисты из 'Хамас', несущие ответственность за большинство терактов с использованием смертников, должны согласиться на прекращение огня. Такое перемирие не приведет к полному прекращению насилия, однако оно, вероятно, позволит возобновить усилия на дипломатическом фронте. Многое зависит от готовности президента США подключиться к этим усилиям, желания палестинцев покончить с интифадой и решимости г-на Шарона пойти на риск, связанный с тем, что его - как он, возможно, и опасается - заставят вернуть палестинцам куда большую часть Западного берега, чем он когда-либо планировал.