Ричард Хаас - председатель Совета по международным отношениям (Council of Foreign Relations). Весной выходит в свет его новая книга 'Шанс' ('The Opportunity')
Строя планы на второй срок, Джордж Буш столкнется с куда более серьезными задачами - как по количеству, так по сложности - чем четыре года назад. Это обусловлено, во-первых, объективной ситуацией в мире: немедленного решения требуют множество проблем, от иракской и северокорейской до ВИЧ/СПИДа. Второй причиной является нынешнее состояние самих Соединенных Штатов. Америка остается главным игроком на мировой арене, но ее военные ресурсы напряжены до предела, финансовое положение осложняется долговым бременем, общество расколото, а популярность за рубежом сошла на нет. Просто удивляешься, почему г-н Буш так стремился сохранить за собой президентский пост.
Соединенные Штаты вовлечены как минимум в три конфликта одновременно. Первый из них связан с терроризмом. Возможно, численность боевиков 'Аль-Каиды' и сократилась, но некоторые из ее лидеров (включая самого Усаму бен Ладена) остаются в игре и привлекают немало новых сторонников. Возможно, г-ну Бушу придется иметь дело с группами, имеющими на вооружении не только ножи для резки картона и билеты на самолет, но и ядерные материалы, или даже ядерное оружие.
В Ираке Америка и ее союзники продолжают - медленно, преодолевая сопротивление - обучать иракцев обеспечивать собственную безопасность. Добиться стабильности там будет непросто, как и провести выборы таким образом, чтобы сами иракцы и весь мир восприняли их как легитимные.
В Афганистане усилия по строительству современного государства по-прежнему осложняются принятым с самого начала решением ограничить роль Америки в этом процессе. Центральное правительство слабо, полевые командиры сильны, а производство опия достигло рекордного уровня. Вряд ли необходимые задачи в Афганистане, как и борьбу с терроризмом в Ираке, удастся завершить к тому моменту, когда г-н Буш покинет свой пост.
Впрочем, наиболее серьезные проблемы, возможно, будут связаны с другими странами - Северной Кореей и Ираном. Северная Корея, как сообщается, уже имеет от 6 до 10 ядерных боеприпасов, или, по крайней мере, запасы ядерного топлива, позволяющие изготовить такое количество ядерного оружия. Иран продвинулся по пути овладения технологией обогащения урана дальше, чем кто-либо мог предположить. Каждый из этих режимов, обладая ядерным оружием, способен сыграть роль катализатора в своем регионе, заставляя соседние страны последовать их примеру. Кроме того, любой из этих режимов может передать расщепляющиеся материалы террористам. Г-ну Бушу придется срочно решать, с чем он в этой связи может смириться, а с чем - нет.
Теперь перейдем к израильско-палестинской проблеме. Там, где некогда шел 'мирный процесс', сегодня практически нет ни мира, ни процесса. Г-ну Бушу придется определить, что могут сделать Соединенные Штаты, чтобы курс Ариэля Шарона на эвакуацию израильских поселений из сектора Газа не ограничился только этой территорией, и чтобы Газа не превратилась в беззаконное и недееспособное государство. Неудача в этом вопросе не только серьезно затруднит усилия Соединенных Штатов по распространению демократии в арабском мире или сокращению численности потенциальных сторонников террористов, но и повредит их репутации в целом.
В Дарфуре разворачивается гуманитарная трагедия, а мир тем временем спорит, можно ли считать происходящее геноцидом. Вопрос в том, что, помимо этого, Соединенные Штаты и другие страны готовы предпринять, либо для прекращения бойни, либо для помощи тем, чьи жизни она разрушила.
Теперь обратимся к крупным державам. Здесь наибольший вред может принести потенциальный конфликт между Китаем и Тайванем. Америке становится все труднее сочетать политику 'одного Китая' с обязательствами перед Тайбэем в области безопасности. Если тайваньские лидеры будут настаивать на обретении новых атрибутов государственности, Китай может начать войну. Встав на защиту Тайваня, Америка может испортить отношения с одной из потенциальных мировых держав и подорвать шансы на приемлемое решение северокорейской проблемы; если же она этого не сделает, надежность Америки в качестве союзника будет поставлена под вопрос; кроме того, создастся впечатление, что не США, а Китай стал главной силой в регионе.
Что касается России, то большинство проблем она создала себе сама. Она ведет кровавую войну в Чечне, возможно, без перспективы на победу; алкоголизм и СПИД косят ее население; в стране идет свертывание демократии, поскольку Владимир Путин, пользуясь высокими нефтяными ценами и страхом перед терроризмом, укрепляет собственную власть. Однако Соединенные Штаты нуждаются в российской нефти, а также в сотрудничестве России для решения иранской проблемы.
Наконец, следует упомянуть еще об одной категории угроз. Назовем их (как, вероятно, выразился бы Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld)) 'непредвиденно-неизвестными величинами'. Наиболее очевидной из этих угроз является возможность нового масштабного теракта на территории США, способного потрясти страну в экономическом, психологическом и политическом плане. Нельзя исключить и убийства важных союзников: представьте себе, каково будет строить новый Афганистан без Хамида Карзая, что произойдет с Пакистаном без Первеза Мушаррафа, или с Ираком, если погибнет не только Айяд Аллави (Ayad Allawi), но и большинство его команды. Смерть Фиделя Кастро - хотя о нем вряд ли стоит горевать - способна привести к нестабильности, которую кое-кому в Соединенных Штатах будет трудно игнорировать [вероятно, автор намекает на кубинское эмигрантское лобби в США - прим. перев.].
Сверхдержава с перенапряженными ресурсами
Справиться с таким количеством проблем было бы непросто, даже если бы Америка находилась в 'идеальной форме'. А ее состояние отнюдь не идеально. Экономика растет приличными темпами, но этот рост покоится на шатком фундаменте. Когда четыре года назад г-н Буш баллотировался в президенты, в бюджете существовал профицит в объеме примерно 236 миллиардов долларов; теперь он ежегодно сводится с дефицитом в 400 с лишним миллиардов. Призывы к сокращению государственных расходов поставят под угрозу финансирование обороны, помощи другим странам, борьбы с ВИЧ/СПИДом и обеспечения безопасности внутри страны.
Добавьте к этому тот факт, что прогнозируемый дефицит платежного баланса в этом году превысит 600 миллионов долларов, или 5,5% от ВВП. В результате экономика зависит от милости азиатских и иных банкиров, имеющих огромные долларовые накопления. Однако, как говаривал Херб Стайн (Herb Stein), то, что должно когда-нибудь закончиться, непременно закончится. Вполне возможно, что 'время платить долги' наступит раньше, чем через четыре года. Если это случится, Алану Гринспену (Alan Greenspan) [председатель Федеральной резервной системы США - прим. перев.] или его преемнику придется резко повысить процентные ставки.
Отчасти такой рост дефицита связан с расходами на оборону и национальную безопасность. Способствует этому и высокая активность США в военной сфере. Примерно 135000 наших солдат находятся в Ираке, еще 15000 - в Афганистане. Все больше резервистов призывают на действительную службу. В случае кризиса на Корейском полуострове Соединенным Штатам придется очень непросто. Одно дело - превентивные удары по потенциальному ядерному государству, и совсем другое - участие Соединенных Штатов в их нынешнем состоянии в полномасштабной войне, даже если противником будет средняя по величине страна.
Положение только усугубляется зависимостью США от импорта энергоносителей. Сегодня Соединенные Штаты ввозят более половины потребляемой нефти - примерно 12 миллионов баррелей в день. Для предположения, что цены на нефть, достигающие сегодня 50 долларов за баррель, в ближайшее время могут снизиться, нет никаких оснований. Кроме того, спрос на нефть в мире настолько велик, что небольшой срыв поставок даже из средних нефтедобывающих стран (скажем, Венесуэлы или Нигерии), не говоря уже о Саудовской Аравии, способен спровоцировать новый взлет цен.
Конечно, не во всем перспективы выглядят так мрачно. В целом, отношения США с другими крупными державами - Китаем, Японией, Россией, Индией - хороши как никогда. Кроме того, Индия и Пакистан уже не балансируют на грани войны, и контакты между ними укрепляются. Экономическая ситуация в Восточной Азии улучшается. В Южной Африке и большинстве стран Латинской Америки дела идут совсем неплохо. Да и трудности в самой Америке не следует преувеличивать. При всех ее нынешних слабостях она остается самой могущественной державой в мире. Американцы поддерживают ее активность в международных делах, при всех издержках этого процесса. Г-н Буш может многое выиграть за счет простой корректировки тона и стиля своей дипломатии.
На чем следует сосредоточиться
Какие вопросы должны стоять первыми на повестке дня г-на Буша? По-моему, таких задач девять.
Успех в Ираке: для этого не требуется превращать Ирак в землю обетованную. Достаточно сделать его работоспособным государством. Выборы должны пройти в назначенный срок, а процесс подготовки иракских сил безопасности следует ускорить. Накануне январских выборов желательно, да и просто необходимо, увеличить численность американских войск в Ираке, сопроводив это заявлением, что после голосования контингент будет сокращен. Кроме того, Вашингтон поступил бы разумно, заявив, что не заинтересован в создании военных баз в Ираке после вывода войск. Однако следует избегать установления фиксированной даты вывода, в результате чего войска, возможно, пришлось бы выводить еще до установления относительной безопасности в стране, а также ни в коем случае не создавать впечатления, будто американских солдат просто изгнали из Ирака, подобно тому, как это случилось в Сомали.
Контакты с Северной Кореей и Ираном: Совместно с другими странами Соединенные Штаты должны выступить с тщательно продуманными предложениями в адрес Северной Кореи и Ирана. В обоих случаях эти предложения должны включать гарантии безопасности, а также политические и экономические стимулы в обмен на отказ от ядерных амбиций. Но в них должны содержаться и предостережения о том, чем этим двум странам придется поплатиться, если они не пожелают удовлетворить законные требования международного сообщества.
В этой связи могу предложить еще две хорошие идеи: ускорить меры по обеспечению безопасности 'бесхозных' ядерных материалов в России и добиться договоренности всех ядерных держав об отказе от поставок ядерного топлива любой другой стране, если оно может быть использовано в качестве оружия или для его создания.
Возобновление мирного процесса на Ближнем Востоке: Чтобы обеспечить продолжение эвакуации израильтян из сектора Газа и стабильность ситуации на этой территории после их ухода, необходимо сотрудничество между Америкой, Европой и Египтом. Для того же, чтобы Газа стала не завершением, а началом дипломатического процесса, Америка должна во всеуслышанье заявить, какой должна быть конечная цель мирного урегулирования, и проявить большую решимость в ее достижении. Для начала следует назначить авторитетного представителя по израильско-палестинскому вопросу, пользующегося явной поддержкой Белого дома.
Предотвращение кризиса вокруг Тайваня: Это означает неослабное давление на Тайваньских лидеров, не позволяющее им зайти слишком далеко, и одновременно новые предостережения в адрес китайского руководства, чтобы оно добивалось своих целей исключительно мирными средствами. Обеим сторонам следует со всей четкостью дать понять, что, спровоцировав кризис, ни Пекин, ни Тайбэй ничего не выиграют.
Развитие процесса, начатого в Дохе [на конференции ВТО - прим. перев.]: Новое соглашение [о свободной торговле - прим. перев.] в рамках ВТО принесет преимущества как американской, так и мировой экономике. Америка должна показать другим пример, отменив все сохраняющиеся субсидии, квоты и тарифы.
Помощь Дарфуру: Америка должна предоставить Африканскому Союзу помощь в области разведки, тылового обеспечения, обучения войск и поставок снаряжения, а также настаивать на введении целевых санкций против суданских лидеров.
Восстановление межатлантических связей: Дальнейшее расхождение между Америкой и Европой не соответствует интересам обеих сторон. К сожалению, быстро исправить ситуацию невозможно. Европейцы (читай: Франция с Германией или, еще лучше, НАТО) должны выработать способы оказания действенной помощи США и их союзникам в Ираке: неудача коалиции в этой стране не принесет ни им, ни всему цивилизованному миру ничего хорошего.
Прежний курс в борьбе с терроризмом: Необходимо продолжать преследование террористов и срывать их усилия по вербовке новых боевиков, но следует совершенствовать и меры безопасности внутри страны. Достижению этой цели будет способствовать сокращение роли США в Ираке наряду с ее активизацией в палестинском вопросе. Кроме того, Соединенным Штатам нельзя ослаблять усилия по поощрению политических, экономических и образовательных реформ в странах арабского мира.
'Наведение порядка в собственном доме': Соединенным Штатам не сохранить статуса великой державы, если экономический фундамент их могущества будет подорван. Необходимо обуздать расходы на внутренние нужды, в том числе и социальные выплаты. Кроме того, Америке следует выработать серьезную и ответственную политику в области энергетики. Единственное, что подлежит обсуждению в этой связи - это оптимальное соотношение между принудительными мерами по повышению эффективности энергопотребления, инвестициями для внедрения альтернативных видов топлива, и (попросите детей выйти) новыми налогами.
Все перечисленные проблемы побуждают Америку к некоторому самоограничению. Вряд ли она сможет по собственному почину начинать новые войны: у г-на Буша и без этого хлопот полон рот. Многие люди во всем мире, несомненно, будут это только приветствовать. Однако им следует проявлять осторожность в своих пожеланиях. Ситуация в мире очень опасна, и, в отличие от рыночной экономики, в политике не существует некоей 'невидимой силы', способной всегда гарантировать наилучший исход. Как хорошо известно г-ну Бушу, эту роль способны сыграть только Соединенные Штаты.