Нью-Йорк. "Если в качестве единственного инструмента у вас имеется молоток, то все остальное для вас - гвозди". В современной России президент Владимир Путин имеет в своем распоряжении чрезвычайно активный молоток, который он использует против практически любых правовых и политических институтов, которые могут потребовать у него и его сторонников отчета или объяснений.
Удивительно, но факт: Путин намеренно подавил деятельность всех общественных институтов, необходимых России для улучшения качества принимаемых политических решений, а также для преодоления тех глубоких проблем, с которыми страна сталкивается в сфере обеспечения безопасности и в экономике.
Последними шагами Кремля по усилению своего контроля в стране стали решения, принятые в отношении глав регионов, Государственной Думы и судебной системы. До настоящего времени половина депутатов нижней палаты российского парламента избиралась по системе простого большинства, при которой кандидату для того, чтобы получить место в парламенте, необходимо обогнать своих оппонентов хотя бы на один голос. Теперь же весь состав Госдумы будет формироваться по партийным спискам, что лишит независимых законодателей возможности участвовать в ее работе. До настоящего момента губернаторы 89 российских регионов выбирались путем прямых выборов. Отныне они будут назначаться президентом. Успех политической карьеры российских политиков теперь еще в большей степени будет зависеть непосредственно от президента.
Тем временем Путин усилил контроль над судебной системой. В прошлом месяце Совет Федерации принял закон, который дает Путину возможность осуществлять строгий контроль над деятельностью Высшей аттестационной коллегии - органа, утверждающего кандидатуры судей в суды высших инстанций, а также и уполномоченного налагать взыскания на старших судей.
Однако все эти меры по ограничению влияния независимых общественных институтов и зажиму недовольных режимом голосов представляют собой процесс консолидации власти, который в путинской администрации начался намного раньше.
Независимые СМИ, особенно телевидение, систематически ставились в тесные рамки дозволенного. Увольнение этим летом Леонида Парфенова - телеведущего популярной программы новостей "Намедни", а также снятие с программной сетки выходящего в прямом эфире политического ток-шоу "Свобода слова" лишили "НТВ" - самый независимый из всех каналов на российском телевидении - последних передач с политическим содержанием. Начиная с этого момента, в России на телевидении не осталось больше критических голосов. В сентябре был вынужден покинуть свой пост главный редактор газеты "Известия" Раф Шакиров из-за честных и критических репортажей, которые были опубликованы в его газете в связи с кровавыми событиями в Беслане.
Точно таким же образом Кремль радикально ограничил свободу действий независимых политических организаций и центров по опросу общественного мнения; поставил под свой строгий контроль работу независимых научно-исследовательских учреждений.
Так, на прошлой неделе в Сибири суд присяжных признал Валентина Данилова, директора Исследовательского центра при Красноярском государственном техническом университете, виновным в незаконной передаче в Китай ряда документов, представляющих государственную тайну. Данное судебное решение было последним по времени в длящемся долгое время деле, в ходе которого Данилов был первоначально оправдан. Однако впоследствии дело было отправлено на повторное рассмотрение. Данилов утверждает, что информация, о которой идет речь, является открытой и по этой причине ее разглашение не представляет угрозы для национальной безопасности страны. В апреле сотрудник Института США и Канады РАН Игорь Сутягин получил 15-ти летний срок тюремного заключения за то, что продал информацию одной британской компании. Сутягин также утверждал, что проданная им информация не являлась секретной, однако, по мнению гособвинителя, британская компания была лишь ширмой-прикрытием для американского ЦРУ.
Согласно широко распространенному мнению, эти дела являются составным элементом линии сторонников твердого курса в российском руководстве на установлении более строгого контроля за деятельностью ученых, исследователей, защитников окружающей среды. По инициативе Путина из страны также систематически выдворялись международные организации, представляющие интересы гражданского общества, включая американский "Корпус мира" и международное представительство крупнейшего профсоюзного объединения Соединенных Штатов АФТ-КПП.
Россия - не Сингапур
Президент Путин утверждал, что эти меры по усилению контроля необходимы для того, чтобы успешно реформировать слабо поддающиеся нововведениям общественные институты, а также для борьбы с коррупцией. Однако диагноз, который поставил Путин, ошибочен, и выписанный им рецепт вряд ли принесет успех.
"Диктатура закона", которую провозгласил Путин в самом начале своего срока пребывания на посту президента, так и не состоялась. Коррупция по-прежнему опутывает все российское общество. Кампания Кремля по борьбе с коррупцией была использована скорее для сведения счетов с политическими соперниками, чем для того, чтобы хоть как-то снизить уровень коррупции, поразившей все сферы жизни государства.
Этим летом в августе взятка в тысячу рублей оказалась вполне достаточной, чтобы сотрудник авиакомпании провел чеченку на посадку без досмотра, непосредственно перед взлетом. Два авиалайнера тогда разбились, предположительно из-за подрыва их чеченскими террористами, что привело к гибели 90 человек. Считается также, что террористы, которые убили более 300 ни в чем не повинных жителей Беслана в сентябре, также дали взятку сотрудникам российских правоохранительных органов, чтобы те пропустили их в город, а затем и в школу.
Многочисленная и коррумпированная армия российских чиновников не стремится к переменам, а посему административная реформа в стране и пробуксовывает. По этой же причине надежды на экономический бум наподобие тех, что происходили в молодых азиатских экономиках, тщетны. Россия далека от того же Сингапура, в котором для достижения цели превращения страны в мощную экономическую державу во главу угла было поставлено главенство закона, и был значительно снижен уровень коррупции.
Однако при этом не стоит себя обманывать: сопротивление реформам в стране огромно. Чтобы его преодолеть, нужна крепкая власть и четкое видение задач и перспектив. Длинный список "глубоких структурных изменений", в которых нуждается Россия для обеспечения более эффективного управления государственными делами, борьбы с всевластием бюрократии, диверсификации экономики, проведения реформы вооруженных сил, а также правоохранительных органов и спецслужб, нельзя выполнить одними лишь указами.
Однако Путин все больше и больше полагается на методы прямого диктата. С точки зрения методов политического управления страной современная Россия больше походит на среднеазиатские тирании, чем на крепнущие центрально-европейские демократические режимы. Страны Центральной Европы и Балтии обеспечили успешное развитие жизненно важных институтов государства: независимых СМИ, политических институтов, законодательной и судебной власти, которые контролируют действия исполнительной власти, обеспечивают столь необходимую обратную связь с властями, а также вносят свой вклад в разнообразие точек зрения при обсуждении вопросов политики.
Приток новых идей и налаживание широкого сотрудничества также срочно необходимы России для успешной борьбы с эпидемией СПИДа, которая может в будущем обернуться катастрофой, а также с рядом других насущных проблем в области здравоохранения. Для оказания содействия в вопросах проведения разъяснительной и просветительской работы среди населения, а также для оказания экстренной и другой необходимой помощи могут быть привлечены неправительственные организации. Это необходимо для того, чтобы избежать катастрофы, которая, по данным Всемирного банка, может выразиться в 5 млн. ВИЧ-инфицированных в России к 2020 году.
Учитель-то хороший, да ученик плох
Путин до сих пор пользуется большой популярностью в России, но при этом можно отметить, что он до сих пор не получил у своего народа демократический мандат на проведение реформ.
Путин располагает согласием россиян с его моделью руководства страной, или - в более широком смысле, - согласием с моделью, которая обеспечивает стабильность. Сегодня Путину внутри страны ничего не угрожает. Это означает, что в стране не ведется никакой серьезной общественно-политической полемики и дискуссии, которая могла бы сыграть роль катализатора в изменении политического курса или диверсификации экономики, в чем Россия столь сильно нуждается.
В Послании Федеральному Собранию в мае В. Путин сам определил тот курс, который необходим России для проведения в стране подлинной реформы. Тогда он сказал следующие слова: "Успех и процветание России не может и не должно зависеть от одного человека или одной политической партии или политической силы". И добавил: "Мы должны располагать широкой базой общественной поддержки для того, чтобы продолжать в стране курс на преобразования".
Если президент хочет решать многочисленные и серьезные проблемы, стоящие перед страной, ему необходимо последовать своему же собственному совету.
Кристофер Уокер является руководителем исследовательского подразделения "Freedom House", расположенной в США неправительственной организации, в задачу которой входит наблюдение за состоянием демократии в мире. Под его редакцией выходит доклад, издаваемый "Freedom House", "Страны на перепутье: Обзор состояния демократии в мире". В этом докладе дается оценка состояния демократии в 60 странах, которые в настоящее время стоят перед важным политическими выбором.