Нефтеюганск, отдаленный населенный пункт со стотысячным населением в Западной Сибири, похож на находящийся в осаде город, ожидающий последней атаки.
Окруженный болотистой местностью с зарослями березы и ели, этот одинокий аванпост является родным дом ЮКОСа, подвергающегося атакам нефтяного гиганта, основатель которого, Михаил Ходорковский, находится в Москве под судом по обвинениям в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве.
Более сорока лет жители города рисковали своими жизнями ради невидимых богатств - огромных месторождений нефти, лежащих глубоко под болотами.
Сейчас, когда юридическая кампания против ЮКОСа приближается к концу, здесь, в 1200 милях (1 миля = 1609 метров, прим. пер.) от Москвы, будущее города подвергается опасности. По мере приближения распродажи компании по заниженным ценам Нефтеюганск полнится слухами о массовой безработице и разговорами о задержках зарплаты. Крупная дочерняя компания ЮКОСа "Юганскнефтегаз", производящая одну пятую всей российской нефти и владеющая разведанными запасами в 11,6 миллиарда баррелей, считается драгоценным камнем в короне ЮКОСа. Когда-то всемогущественный, ныне нефтяной гигант низвергнут и поставлен на грань банкротства требованиями правительства выплатить 9,5 миллиардов фунтов стерлингов просроченных налогов. ЮКОС заявляет, что разведка новых месторождений вокруг города практически прекратилась - бурильщики-подрядчики из Нефтеюганска отказываются работать, так как им и без того должны слишком много денег.
На прошлой неделе рабочие насосной станции "Усть-Балык", находящейся в пяти милях к югу от города, выдавали мрачные прогнозы. "Мы очень обеспокоены. Никто не знает, что будет, - говорит 49-летний Владимир Бедке, укрывающийся от минусовой температуры в жестяной хибаре, стоящей недалеко от рядов гигантских хранилищ. - Это затронет всю Россию, однако первыми пострадают именно рабочие".
Нефть в этом районе была обнаружена в 1961 году, и тогда же в качестве базы для ведения разведывательных работ был заложен город Нефтеюганск. ЮКОС приобрел производство в 1993 году, и с тех пор является здесь главным.
Выплачиваемые ЮКОСом налоги составляют 80 процентов городского бюджета, более четверти населения работает на компанию или ее подрядчиков.
Однако в прошлом году высокопоставленным руководителям "Юганскнефтегаза" - контролирующего производство на 26 лежащих в округе нефтяных месторождениях - приходилось каждый день иметь дело в среднем с четырьмя официальными запросами от властей.
Теперь чиновники из министерства юстиции угрожают продать в конце этого месяца часть "Юганскнефтегаза" по бросовой цене, чтобы получить часть оспариваемых налоговых сумм.
Руководство в штаб-квартире компании, находящейся в красивом гранитном здании на главной улице города, делает вид, что все в порядке, однако не может скрыть своего недовольства. Дмитрий Филимонов, ведущий инженер, сказал "The Sunday Telegraph", что "абсурдные" налоговые обвинения и затянувшееся расследование погрузили компанию в хаос.
"Наши банковские счета заморожены. Уже прошло три месяца с тех пор, как мы заплатили подрядчикам последний рубль, и в результате бурильные работы полностью прекратились. Это происходит не потому, что у нас нет плана развития, а потому, что мы больше не можем платить бурильным компаниям. У них просто нет средств, чтобы продолжать работу".
Еще действующее производство также находится под угрозой, так как компании, обеспечивающие бурение, транспорт, обслуживание скважин и другую деятельность в Нефтеюганске, отправляют рабочих в отпуска и задерживают выплату зарплаты.
Последствия для рабочей силы "Юганскнефтегаза" ужасны. В сентябре компания сократила свои социальные программы, в том числе программу ипотечных кредитов для работников из молодых семей, из-за чего сотням людей пришлось искать выхода из сложившейся ситуации, чтобы произвести выплаты.
На прошлой неделе высокопоставленный помощник президента России Владимира Путина признал, что сложившийся кризис представляет опасность для всей экономики страны. "Борьба с лучшей нефтяной компанией страны начинает иметь экономические последствия", - сказал экономический советник президента Андрей Илларионов.
Президент Путин отрицает любую причастность к преследованию ЮКОСа. Однако многие считают юридическую войну с компанией политически мотивированной атакой на ее бывшего руководителя г-на Ходорковского, миллиардера, столкнувшегося с Кремлем из-за финансирования оппозиционных партий.
В Нефтеюганске не испытывают особой жалости к г-ну Ходорковскому. "Он должен был держать язык за зубами и не критиковать правительство, - сказал один нефтяник-ветеран. - Теперь у Путина проснулся аппетит к ЮКОСу и ему хочется больше!"
В хорошие времена ЮКОС внимательно относился к своим работникам. Быстрый рост компании привел к росту зарплат нефтяников в среднем до 25500 рублей в месяц (500 фунтов стерлингов), что существенно превышает средний показатель по стране.
Эти щедрые дни, судя по всему, ушли навсегда. Если ЮКОС проиграет, то город просто умрет.