[автор статьи выступает под псевдонимом - прим. перев.]
Что же, политика атлантизма умирает? На этой неделе британский премьер Тони Блэр, только что вернувшийся из Вашингтона, произнес страстную речь, призывая к расширению сотрудничества между Европой и Соединенными Штатами. Даже президент Франции Жак Ширак, главный выразитель идей о превращении ЕС в сверхдержаву и достоинствах многополярного мира, сделал успокаивающее заявление о важности межатлантических связей, заметив в интервью британским журналистам накануне визита в Лондон, что 'основывать строительство Европы на противостоянии Соединенным Штатам бессмысленно'. Г-н Ширак тщательно подбирает слова, потому что знает: мало кто в Европе является сторонником соперничества и антагонизма между ЕС и Америкой. Вместо этого рождается новый подход, назовем его шираковским 'смягченным вариантом'.
'Смягченный вариант' основывается на следующей предпосылке: европейцы и американцы часто оценивают ситуацию в мире по-разному. Принципиальные цели - мир на Ближнем Востоке, нераспространение ядерного оружия - у них, возможно и совпадают, но в вопросе о средствах их достижения все чаще возникают разногласия. Шираковский 'смягченный вариант' потихоньку набирает популярность, ведь крепнущее убеждение, что в Ираке американцы потерпели провал, усиливает в Европе позиции тех, кто призывает держаться от администрации Буша подальше. Самостоятельность политического курса ЕС сегодня уже ощущается по целому ряду вопросов - от Ирана и ближневосточного урегулирования до глобального потепления и отмены эмбарго на поставки западных вооружений Китаю. Кстати, по всем этим вопросам, разве что за исключением эмбарго против Китая, даже позиция Тони Блэра ближе к точке зрения Евросоюза, а не американцев.
Ирак по-прежнему затмевает собой все остальные проблемы. В свое время американцы надеялись, что их успехи в Ираке могут убедить еще больше европейских стран присоединиться к этой операции. Сегодня же они изо всех сил стараются удержать в составе коалиции ее нынешних участников, чтобы те не последовали примеру Испании и не вывели свои войска. Датчане, венгры и поляки уже дают понять, что надеются на скорое возвращение своих солдат домой. Кроме того, проблемы в Ираке подрывают репутацию атлантизма в целом. Страны, присоединившиеся к американцам, зачастую рассматриваются как участники безнадежного предприятия, мало что получившие взамен, и на этой неделе г-н Ширак не пожалел усилий, чтобы донести эту мысль до сознания англичан.
Неспособность американцев выступить со смелыми новыми инициативами по урегулированию израильско-палестинского конфликта представляет собой 'царицу доказательств' для европейцев, утверждающих, что политика атлантизма, проводимая г-ном Блэром, себя не оправдывает. Формально и европейцы и американцы поддерживают 'дорожную карту' - мирный план по Ближнему Востоку. На практике же между ними существуют фундаментальные разногласия, которые отнюдь не ограничиваются предполагаемой произраильской позицией американцев или предпочтением, которые европейцы якобы отдают палестинцам. Спор идет и о самой целесообразности масштабного 'мирного наступления' в нынешней обстановке. Американцы, имеющие горький опыт провала Ословских мирных соглашений настроены скептически. Они утверждают, что накануне эвакуации еврейских поселений из сектора Газа и в момент смены руководства в Палестине разумнее было бы действовать постепенно. Европейцы, однако, продолжают настаивать, что новая радикальная мирная инициатива, выдвинутая после смерти Арафата, может сыграть важнейшую роль в 'войне против террора'. Но если по палестино-израильской проблеме европейцы в основном ограничиваются 'ворчанием', то в иранском вопросе они активно пытаются перехватить инициативу. Министры иностранных дел Британии, Франции и Германии вместе с уполномоченным ЕС по внешней политике Хавьером Соланой по-прежнему разрабатывают условия сделки, призванной убедить иранцев добровольно отказаться от намерений овладеть технологиями получения ядерного топлива, позволяющими им обзавестись и ядерным оружием. На этой неделе они заявили, что Иран приостановит свои разработки в области обогащения урана и переработки плутония в обмен на уступки ЕС по вопросам торговли. Однако, по словам европейцев, их усилия почти не встречают поддержки со стороны Соединенных Штатов. 'Из Вашингтона мы слышим в лучшем случае нечто вроде: мы надеемся на наш успех, однако считаем, что вы потерпите неудачу, - говорит один еэсовский дипломат. - Но там есть и другая точка зрения - о том, что на деле наша инициатива даже вредна, поскольку позволяет иранцам тянуть время'.
Ставки в этой игре весьма высоки. Америка настаивает на введении санкций против Ирана, если тот не откажется от своей ядерной программы, а некоторые высокопоставленные чиновники в США считают, эта ссора в конечном итоге закончится военным конфликтом - возможно, ударом по иранским ядерным объектам. В Европе такую перспективу воспринимают с ужасом. Недавно британский министр иностранных дел Джек Стро (Jack Straw) сделал - возможно, опрометчивое - заявление о том, что вооруженный конфликт с Ираном 'исключен'. Европейцы опасаются, что подобное нападение может спровоцировать Иран на акцию возмездия на территории соседнего Ирака, а также привести к дальнейшему росту нефтяных цен.
'Китайская карта'
Если, по мнению европейцев, их позиция по ближневосточному урегулированию и Ирану определяется высоконравственными соображениями, то по Китаю она выглядит более прагматичной. Франция настаивает на отмене еэсовского эмбарго на продажу оружия Китаю, и, судя по всему, это предложение находит в Европе все больше сторонников. Американцы резко возражают против этого, и через своих ближайших европейских союзников - особенно англичан, голландцев и скандинавов - ведут активную лоббистскую деятельность, чтобы заблокировать французскую инициативу. Однако еэсовские дипломаты, судя по всему, считают, что в рамках Союза уже созревает компромиссное решение, в соответствии с которым эмбарго будет снято, но при одновременном ужесточении 'этического кодекса' ЕС в отношении торговли оружием - эта мера по идее должна исключить поставки Китаю вооружения, которое может быть использовано для нападения на Тайвань или нарушения прав человека внутри страны.
Подобное решение стало бы подтверждением готовности ЕС сознательно предпринимать шаги, противоречащие, по мнению американцев, стратегическим интересам США. Если подобные решения войдут в практику, это фактически будет означать крушение западного альянса. Однако есть и мощные факторы, действующие в противоположном направлении. НАТО (а тем самым и США) считается куда более надежным гарантом безопасности, чем ЕС, а это имеет большое значение, например для Польши или прибалтийских государств, которые все еще беспокоятся относительно намерений России. Восстановлению престижа США в Европе и привлекательности политики атлантизма в огромной степени способствовал бы и успех операции в Ираке. Однако в случае ее провала манящий и обманчивый 'голос сирены' - шираковского 'смягченного варианта' - зазвучит еще громче.