Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новые разногласия в Европе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия поддерживает 'ориентированного на Восток' г-на Януковича, поскольку теперь, когда соседняя страна уже не является 'братской' республикой в составе СССР, опасается лишиться Украины и в качестве одного из главных союзников. Как выразилась российский аналитик Лилия Шевцова в интервью 'Financial Times', 'Россия до сих пор испытывает 'фантомные боли' после утраты Украины, подобно пациенту, которому ампутировали ногу'.

В ближайшие годы России и Европейскому союзу предстоит борьба за влияние в странах, расположенных между ними, да и за многое другое

В четверг 25 ноября лидеры стран ЕС и России встретятся на саммите в Гааге. Эта встреча должна была пройти двумя неделями раньше, но ее пришлось отложить из-за того, что новый состав Еврокомиссии на тот момент еще не был утвержден. Впрочем, не будим судить участников саммита строго, если те вдруг пожалеют, что он не состоялся, как и планировалось, 11 ноября: ведь отношения между Брюсселем и Москвой, которые в последние месяцы и так складывались непросто, еще более осложнились из-за споров о результатах президентских выборов на Украине. Президент Владимир Путин, не теряя времени, поздравил 'победителя' Виктора Януковича, выступающего за укрепление связей с Москвой. ЕС, напротив, выражает озабоченность тем, что из-за масштабных подтасовок, победа, возможно, была 'украдена' у его соперника Виктора Ющенко.

Саммит 'ЕС-Россия' был призван укрепить двусторонние связи в рамках четырех 'общих пространств': экономической, юридической и гуманитарной, научно-образовательной сферах, а также в области внутренней и внешней безопасности. Как показывает размолвка из-за Украины, по последней из перечисленных проблем договориться будет труднее всего. Страны, которые ЕС называет своими 'общими соседями' с Россией, а Россия относит к 'ближнему зарубежью' - Украина, Беларусь, Молдова, а также расположенные дальше на восток закавказские республики Грузия, Азербайджан и Армения - стали причиной жуткой свары, не подобающей добрым соседям.

Столкновения между ЕС и Россией из-за событий в этом регионе происходят уже не в первый раз. После недавней 'победы' Александра Лукашенко на референдуме, позволившей ему сохранить за собой пост президента Беларуси, Москва поздравила диктатора, а Брюссель закричал 'караул' и ужесточил санкции против его режима. Однако главным 'полем битвы' в борьбе между ЕС и Россией за влияние в регионе является Украина.

Эта страна, превышающая размерами Францию, с населением почти в 50 миллионов человек, имеет протяженную общую границу как с недавно расширенным Союзом, так и с бывшим 'старшим братом' по СССР. Потому-то некоторые расценивают словесные баталии из-за Украины как крупнейшую размолвку между Западом и Россией со времен конфликта в Косово 1999 г., а то и за весь послевоенный период.

Россия поддерживает 'ориентированного на Восток' г-на Януковича, поскольку теперь, когда соседняя страна уже не является 'братской' республикой в составе СССР, опасается лишиться Украины и в качестве одного из главных союзников. Как выразилась российский аналитик Лилия Шевцова в интервью 'Financial Times', 'Россия до сих пор испытывает 'фантомные боли' после утраты Украины, подобно пациенту, которому ампутировали ногу'.

Похоже, Москве надоело молча наблюдать как ее сфера влияния с момента распада СССР в 1991 г. неуклонно сокращается. Бывшие страны-сателлиты одна за другой вступают в НАТО, а в этом году сразу несколько из них - включая три бывшие советские республики - стали членами ЕС. Вскоре за ними последуют и другие, например Румыния и Болгария. Новые члены Союза ужесточают визовый режим для россиян и закрывают границы для некоторых российских товаров. Все это вызвало у России ощущение собственной уязвимости - а значит, и стремление 'поиграть мускулами' в отношении соседних стран.

Хотя Москва и беспокоится относительно западного влияния на Украине, шансы на вступление этой страны в ЕС в обозримом будущем невелики. В этой стране, как и в Беларуси, Союз стремится поощрять соблюдение прав человека и развитие демократии, но его политика в отношении Украины отличается непоследовательностью. Это стало отражением раскола внутри самого ЕС, проявившегося со всей очевидностью после вступления в него бывших стран восточного блока в мае этого года.

Крупнейшая из новых стран-участниц - Польша - традиционно имеет тесные связи с Украиной: Западная Украина даже ненадолго входила в состав Польши (а до этого принадлежала Австро-Венгрии), и некоторые ее районы были воссоединены с Украиной лишь в 1945 г. Поляки настойчиво лоббируют вопрос об установлении особых отношений с Украиной (а затем и с Беларусью), что в конечном счете должно привести оба государства к членству в ЕС. Чем дольше ЕС будет 'закрывать двери' перед этими странами, утверждают поляки, тем больше шансов, что он потеряет их навсегда.

Однако географически удаленные от Украины государства-члены ЕС больше озабочены поддержанием двусторонних связей с Россией. Более того, они предпочитают сосредоточивать внимание на тех странах, которые уже 'стоят в очереди' на вступление: не только Болгарии, Румынии и иже с ними, но и Турции. Они утверждают, что ЕС еще лет десять будет просто не в состоянии 'переварить' еще одну большую и бедную страну. Поэтому, несмотря на все лоббистские усилия поляков, Союз не намерен назвать Украине конкретную дату начала переговоров о вступлении. Нет среди его членов единогласия и по поводу аналогичных переговоров с Грузией, где год назад в результате 'революции роз' к власти пришло прозападное правительство во главе с президентом Михаилом Саакашвили, которое с восторгом восприняло бы известие о возможности присоединиться к 'брюссельскому клубу'.

Теперь о других баталиях

Борьба за Украину - не первый 'шторм', трепавший отношения между ЕС и Россией в бурную постсоветскую эпоху. Конечно, между ними установились прочные экономические связи: чуть больше половины российского экспорта приходится на страны расширенного ЕС, а тот, в свою очередь, зависит от поставок нефти и газа из России. Однако на политическом уровне между ними нарастает взаимное недоверие.

Брюссель беспокоит тот факт, что, пользуясь выражением одного политического меморандума, составленного Еврокомиссией в этом году, некоторые шаги, предпринимаемые российскими властями, 'противоречат общемировым и европейским ценностям'. У него вызывает вопросы российская демократия, а точнее ее отсутствие в связи со слабостью оппозиции и манипуляциями на выборах, и тревожит вероятность того, что политические реформы, провозглашенные после бесланского кризиса, представляют собой шаг назад - к диктатуре. Новые члены ЕС из Центральной Европы призывают Союз занять жесткую позицию по отношению к Москве: они хотят, чтобы их бывшего повелителя одергивали и сдерживали.

Россия, со своей стороны, жалуется на то, что ее оставляют за бортом. Она недовольна тем, что узнает о решениях ЕС по целому ряду вопросов - от иммиграции до борьбы с наркоторговлей - слишком поздно, чтобы как-то на них повлиять. Кроме того, несмотря на уже существующие 'особые отношения' - например систему саммитов 'ЕС-Россия', проводящихся дважды в год - она стремится к созданию с ЕС совместных органов, что позволило бы ей чаще оказываться за 'общим столом'.

Россия ожидает от правительств европейских государств более чуткого отношения к ее внутренним проблемам: официальные представители Москвы гневно отреагировали на заявление голландского министра иностранных дел, обвинившего власти в провале операции по спасению заложников в Беслане. Возмущение вызывает и тот факт, что некоторые деятели ЕС преподносят наличие у России интересов в странах, граничащих с ней с Запада, таких как Украина, как нечто опасное. Российские обозреватели все чаще говорят о 'русофобии' в Брюсселе.

В результате Россия вновь перешла к жесткому торгу. В отношениях с ЕС ее интересует не столько дружба, сколько торговые и дипломатические преимущества. Так, недавно она порадовала Брюссель, ратифицировав Киотский протокол о климатических изменениях, но на этот шаг Москва пошла только после того, как заручилась от ЕС поддержкой вступления России во Всемирную торговую организацию и добилась массы других экономических льгот. Если действия Запада, в том числе и ЕС, приведут к ослаблению контроля России над Украиной, это лишь побудит ее в будущем еще энергичнее отстаивать свои позиции, как в политике, так и в экономике. Поэтому не удивляйтесь, если в Гааге она проявит свой крутой нрав.

---------------------------------------------------------

Архив ИноСМИ.Ru

Украина: Время оранжевых ("Der Tagesspiegel", Германия)

Плохой путь для Украины ("Los Angeles Times", США)

Недостаточно управляемая демократия ("Berliner Zeitung", Германия)

Отвращение ("The Guardian", Великобритания)

Передний край борьбы за свободу ("The Guardian", Великобритания)

Колин Пауэлл: США не признают результаты выборов ("The Financial Times", Великобритания)

Путин махнул рукой на Украину? ("The Economist", Великобритания)

Украина: Власть наносит ответный удар ("Die Tageszeitung", Германия)

Украине предоставляется возможность сдержать свое обещание перед демократическим сообществом ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Конфликт между Востоком и Западом ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Разделительный рубеж между Россией и Западом ("The Financial Times", Великобритания)

Игра Путина с Западом ("La Repubblica", Италия)

Украинский кризис вышел за пределы страны ("El Pais", Испания)

Курс Украины на восток был сфабрикован в ходе президентских выборов ("Turun Sanomat", Финляндия)

Александр Рар: 'ЕС просто не позаботился об Украине' ("Deutschlandfunk", Германия)

Что ждет Украину после выборов? ("National Review", США)

Прага - 1989, Киев - 2004: Восстание против лжи ("Die Presse", Австрия)

Противоcстояние на Украине ("United Press International", США)

Украина: Хорошо смеется тот, кто смеется последним ("The Times", Великобритания)

'Освобождение от прошлого' ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Украинцы говорят: с нас хватит! ("The Baltimore Sun", США)

Тайны украинских спецслужб ("El Pais", Испания)

Борьба за народовластие на Украине и цинизм Путина ("The Boston Globe", США)

Опасное вмешательство Кремля ("Le Figaro", Франция)

Украина: друзья Путина ("Frankfurter Neue Presse", Германия)

Украинцев ограбили ("The Washington Times", США)

Почему Янукович должен победить ("Die Presse", Австрия)

Противоборство на Украине ("United Press International", США)

Ставки России на Украине очень высоки ("The Financial Times", Великобритания)

Украинский хаос ("La Vanguardia", Испания)

Герт Вайскирхен: 'Ющенко - избранный президент Украины' ("Frankfurter Rundschau", Германия)

'Украденные' выборы на Украине ("The Daily Telegraph", Великобритания)

"Перетягивание каната" из-за Украины ("The New York Times", США)

Украина: опасные ставки ("Frankfurter Rundschau", Германия)

Рука Путина на Украине ("ABC", Испания)

Империя Путина ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)

CША пытаются балансировать в украинском вопросе ("The Washington Post", США)

С кем быть ЕС, с народом Украины или с Путиным? ("The Independent", Великобритания)

Выборы на Украине - это и наше дело ("The Guardian", Великобритания)

День и ночь на Украине ("Die Welt", Германия)

Украина на пороге гражданского конфликта ("The Financial Times", Великобритания)

'Украинское общество расколото' ("Bremer Nachrichten", Германия)

Виктория премьера на Украине: нарушения налицо ("The New York Times", США)

Украинская демократия ("Le Figaro", Франция)

Пробуждение запоздавшей нации ("Die Welt", Германия)

Украина: оппозиционный кандидат не смог добыть 'главный приз' ("The Times", Великобритания)

Украина: В тени России ("Handelsblatt", Германия)

Пешка, необходимая России ("The Independent", Великобритания)

Обман на выборах на Украине ("The Wall Street Journal", США)

Украина: Больше ничего не будет по-старому ("Der Tagesspiegel", Германия)

Послевыборные шрамы Ющенко ("The Financial Times", Великобритания)

Грязные трюки, беспорядки и сфальсифицированные выборы ("The Independent", Великобритания)

Украина: в ожидании честного подсчета голосов ("The New York Times", США)

Украинское затмение ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

На Украине трудно покончить со старыми привычками и страхами ("The Guardian", Великобритания)

Грузинский сценарий для Украины? ("Neue Zuercher Zeitung", Швейцария)

Cкандал с выборами распространяется за пределы Украины ("The Financial Times", Великобритания)

Оскорбленная любовь украинского народа ("The Wall Street Journal", США)

Какой из Викторов - настоящий победитель? ("The Financial Times", Великобритания)

Выборы на Украине: Длинная тень России ("Frankfurter Rundschau", Германия)

Украина: Враждующие кланы ("Handelsblatt", Германия)

За украинскими выборами стоит игра Москвы и Вашингтона ("Les Echos", Франция)

Состязательные выборы на Украине - пощечина авторитаризму ("The Financial Times", Великобритания)

Аргументы в пользу Ющенко ("The Moscow Times", Россия)