Номер за 27 ноября - 3 декабря 2004 года. "Ю-ЩЕН-КО". Подобные ритмичные речевки демонстрантов на Площади Независимости в Киеве и перед Радой (парламент Украины) на этой неделе стали тягостными и одновременно вдохновляющими. Тягостными, потому что украинский народ протестовал против бесстыдной попытки сторонников Виктора Януковича, нынешнего премьер-министра и фаворита уходящего президента страны Леонида Кучмы, украсть у него президентские выборы 21 ноября. Но и вдохновляющими, потому что сотни тысяч рядовых украинцев, в их числе много молодых, нацепив на одежду оранжевые повязки или надев оранжевые шарфы, были готовы противостоять морозу и снегу, чтобы мирно требовать изменения сфальсифицированных результатов в пользу своего кандидата, Виктора Ющенко. На кону стоит не просто спорный исход выборов. На волоске висит будущее Украины.
То, что эти выборы были проведены нечестно, не вызывает сомнений. Международные избиратели от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), из Америки и стран Европейского союза (ЕС) все сообщили о многочисленных нарушениях в еще больших масштабах, чем во время первого тура выборов 3 недели назад, хотя на этот раз освещение выборов в средствах массовой информации (СМИ) было не таким откровенно пристрастным. Имело место мошенническое использование открепительных удостоверений; в отдельных районах Донецкой области, откуда родом г-н Янукович, наблюдателей за выборами прогнали с избирательных участков, а явку избирателей завысили аж до 98%. Подсчет избирательных бюллетеней показал, что г-н Янукович опередил своего соперника почти на 3% голосов. Однако если бы подсчет велся честно, то победа, вполне возможно, досталась бы г-ну Ющенко.
Гражданское неповиновение или гражданская война
Самым насущным является вопрос: Что теперь должен делать г-н Ющенко? Пока что он твердо стоял на высоко моральных позициях, настаивая на том, чтобы все выражения протеста были спокойными и мирными, а демонстранты избегали любых провокаций милиции. Однако в предстоящие дни ему придется тонко балансировать между протестами и гражданским неповиновением, а также анархией, которая может привести к вооруженным столкновениям и кровопролитию. Напряженность между западными областями Украины (население которых подавляющим большинством голосов поддержало на выборах г-на Ющенко) и ее восточными областями (население которых в массе своей отдало предпочтение г-ну Януковичу) уже и без того была высокой: можно было вообразить, что будет гражданская война. В середине недели сторонники г-н Ющенко, казалось, были готовы к переговорам с г-ном Кучмой и с г-ном Януковичем, чтобы попытаться найти некое мирное решение. Следуя примеру государственного секретаря США Колина Пауэлла (Colin Powell), правительства других стран Запада отказываются признать победу г-на Януковича и призывают к мирному компромиссу. Если они будут и дальше оказывать давление, может быть найден выход из создавшегося затруднительного положения: полный пересчет голосов, выбраковка самых вопиюще сфальсифицированных бюллетеней; даже повторные выборы.
А если поиски компромисса окажутся тщетными? Лагерь Ющенко не склонен к тому, чтобы соглашаться на что-либо меньшее, чем полная победа. Правительство, выдержав подобающую паузу, пока сообщения о демонстрациях протеста не уйдут с первых газетных полос, могло бы прибегнуть к использованию силы для рассеивания демонстрантов, а затем поставить президентом г-на Януковича. И тогда встанет другой серьезный вопрос: как на это реагировать Западу?
Кризис из-за этих выборов должны разрешить главным образом сами украинцы, но есть много аутсайдеров, которые проявляют к этому вопросу сильный интерес. Российский президент Владимир Путин поторопился поздравить г-на Януковича, за которого он открыто агитировал. Россия полна решимости сделать так, чтобы Украина не последовала примеру Грузии, где год назад Революция роз привела к власти прозападного президента Михаила Саакашвили (который, кстати, является добрым другом семьи г-на Ющенко). Вполне возможно, что г-н Янукович не станет российской марионеткой, как не стал ею и авторитарный президент Белоруссии Александр Лукашенко, однако он наверняка изменит ориентацию страны с Запада на Москву.
Как избежать еще одной Белоруссии
Украина значит еще больше, чем Белоруссия или Грузия, если учесть размеры ее территории и численность населения (почти 50 миллионов человек), ее экономическую значимость (по ее территории проходят исключительно важные нефте- и газопроводы) и ее стратегическую важность. В конечном итоге, западным правительствам придется сотрудничать с любым украинским лидером. Однако опасения в связи с тем, что страна может пойти еще дальше по тому же авторитарному пути, каким идет Белоруссия, не должны отпугивать их от активных протестов, если президентом станет г-н Янукович, что бы там потом ни было. На Америку не должно влиять присутствие украинских войск в Ираке (украинский воинский контингент является одним из самых крупных). И никого не должна останавливать боязнь обидеть г-на Путина, вмешательство которого на Украине и в других уголках бывшего Советского Союза уже вышло далеко за пределы законно дозволенного.
Молчаливо соглашаться с откровенным подрывом молодой украинской демократии в интересах реалполитик (realpolitik) было бы не только просчетом, но и дурным примером для других более или менее авторитарных стран бывшего Советского Союза. Тем самым были бы также преданы тысячи украинцев, которые сейчас находятся на улицах Киева и других городов и которые ищут воодушевления на Западе. Более того, это мало чем способствовало бы тому, чтобы уберечь возглавляемую Януковичем страну от тлетворных аспектов влияния России. Если на Украине произойдет худшее, тогда американцам и европейцам следует без колебаний наказать тех, кто в этом повинен, введя запрет на визы или "заморозив" их банковские счета заграницей, то есть осуществив меры такого рода, которые уже введены против Белоруссии за ее сфальсифицированные выборы.
Однако если придется махать палкой, должна быть также и морковка. Америка и Европа активно поощряют г-на Ющенко и оказывают содействие группам гражданского общества на Украине. Им следует и дальше делать и то, и другое. Но им также нужно поразмыслить над тем, чтобы предложить Украине более конкретные стимулы в обмен на возвращение на правильный демократический путь развития: снижение, к примеру, высоких европейских тарифов на сталь и продукцию сельского хозяйства или прогресс на пути продвижения Украины к членству во Всемирной торговой организации (ВТО), а также готовность признать эту страну "функционирующей рыночной экономикой" (статус, который уже получила Россия, а ее экономика, как кажется, меньше заслуживает этот титул). И что самое важное, ЕС следует найти возможности для повторения того трюка, который он так успешно проделал с Центральной Европой и в более позднее время с Турцией: нарисовать перспективу принятия в члены союза, какой бы отдаленной она ни была, как приманку, которая должна более прочно привязать Украину к либеральной демократии, кто бы в действительности ни выиграл нынешние президентские выборы. Мужественные люди на улицах Украины к этому готовы. Готова ли Европа?