Перед началом саммита в Гамбурге Владимир Путин преподал канцлеру ФРГ Герхарду Шредеру урок в вопросах 'придворной' журналистики. Шредер получил возможность побаловать себя послушными журналистами, не задающими неудобных вопросов.
В такие моменты Герхард Шредер по-настоящему завидует своему закадычному другу из России. Ведь если ему самому то и дело приходится отбиваться от критических нападок журналистов и даже обращаться суд, как это было со скандалом вокруг того, красит ли Шредер волосы или нет, то его 'кремлевский' друг в эти дни позволил Шредеру ощутить на себе, как удобно может житься политикам, если они сами правят демократией в своей стране.
В преддверии начавшейся в понедельник российско-германской встречи на высшем уровне канцлер ФРГ дал интервью проправительственной 'Российской газете'. Пожалуй, эта беседа с журналистами была для Шредера одной из самых приятных - по крайней мере, все критические вопросы, на самом деле таковыми только казались.
Шредер подозрительно часто избегает критики
Давать интервью более-менее критично настроенным СМИ стало уже хорошим тоном для глав зарубежных государств, приезжающих в Москву. На общем фоне выделялся лишь премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, который, как теперь и Шредер, побеседовал с 'Российской газетой'.
В тоже время, такие политические тяжеловесы, как Бил Клинтон и Жак Ширак, без цензуры высказали свое мнение в эфире критикующей Кремль радиостанции 'Эхо Москвы'. Три года назад и сам Шредер выступил в эфире аналогичной радиостанции. Но тогда он так старательно избегал критики, что сразу завоевал антипатию в стане российской оппозиции.
Никаких насущных вопросов
Шредеру, вероятно, желалось бы, чтобы немецкие журналисты поучились бы журналистскому ремеслу у своих российских коллег. Ведь взять интервью у действующего главы государства, при этом, не задав ни одного насущного вопроса по темам, стоящим сегодня на повестке дня - это искусство, которым во всей Европе владеют лишь российские и белорусские корреспонденты, ни слова о Чечне, о правах человека в России, о разрушении 'Юкоса', об Украине.
Вопросы, вызывающие зевоту
Но вместо этого задаются вопросы под лозунгом: Что Вы никогда не хотели знать и поэтому не отваживались спросить? Даже выдержки вызывают зевоту: 'Насколько эффективно развивается сотрудничество между гражданскими обществами Федеративной Республики Германия и Российской Федерации, и каков потенциал для его дальнейшего углубления?'
Ответ Шредера не менее утомителен, чем сам вопрос. Он перечисляет сферы, в которых 'никогда ранее не было такого широкого обмена между обществами России и Германии, какой есть сейчас'.
Канцлер-молчун
Но о том, насколько глубоко развивается сотрудничество в действительности, канцлер предпочитает отмалчиваться. В частности о том, как помогал Кремлю в его действиях в отношении нефтяного концерна 'ЮКОС' и агитировал германские концерны для финансирования сомнительных планов Кремля.
Вместо этого Шредер хвалит сотрудничество с Москвой в борьбе с терроризмом. 'Правительства обеих стран сходятся во мнении, что борьба с терроризмом должна вестись последовательно, независимо от того, где бы он не проявлялся'.
Прекрасная погода во время бури
Да ну и пусть: Это интервью, несомненно, стало подходящим прологом для двухдневного саммита, на повестке дня которого проблемы улучшения экономических отношений, вопросы науки, молодежного обмена и международные проблемы.
Если в России бушует авторитарная буря, то канцлер и президент говорят о хорошей погоде. Как и в беседе с 'Российской газетой' щекотливые темы в лучшем случае избегаются, а в худшем канцлер хвалит курс 'настоящего демократа'.
____________________________________________________________
Архив ИноСМИ.Ru
Рождественский подарок Путина ("Berliner Zeitung", Германия)
Мастер 'дружбы' ("Die Tageszeitung", Германия)
Шредер и Путин: Доверяй, но проверяй ("Der Tagesspiegel", Германия)