Сегодня нужно отдать должное украинскому народу, который смог добиться отмены результатов предыдущих, сфальсифицированных выборов. Этому поворотному событию в истории страны, которая только начинает избавляться от оков советского тоталитаризма, способствовали несколько факторов.
Первый и самый главный - сотни тысяч демонстрантов, заполонивших Киев, несмотря на плохую погоду, после того как действующий премьер-министр Виктор Янукович был объявлен победителем во втором туре голосования, прошедшем 21 декабря.
Второй - их лидер, Виктор Ющенко, против всех ожиданий оказавшийся готовым к такому повороту событий и нашедший в себе силы мобилизовать народные массы.
И третий фактор - парламент, который после памятной всем президентской клятвы Виктора Ющенко обеспечил проведение свободной дискуссии, на котором можно было поставить под сомнение законность прошедших выборов.
Наконец, не стоит забывать и о Верховном суде Украины, который 3 декабря объявил результаты выборов недействительными и постановил провести повторное голосование.
Все события последних пяти недель рассматривались большинством специалистов не иначе как революция. Бесспорно, отмена результатов сомнительных выборов - событие эпохальное, однако все происходящее скорее напоминало глобальную чистку существующей политической системы, чем революцию.
Виктор Ющенко, в свое время исполнявший обязанности главы Центробанка Украины и премьер-министра в правительстве покидающего свой пост президента Леонида Кучмы, представляет собой продукт постсоветской политики. В отличие от своего предшественника он предлагает украинцам менее коррумпированное, более уравновешенное и ответственное правительство, ориентированное на сотрудничество с Западом.
Воскресное голосование стало болезненным ударом для Владимира Путина, который так поспешно поздравил Виктора Януковича с 'честной' победой 21 ноября и, несмотря на образцовую дисциплину протестующих, предсказывал начало переполоха в стране.
Москве оставалось только наблюдать за тем, как Европейский Союз, действуя как посредник, вторгается в ее 'ближнее зарубежье', однако еще большее раздражение вызвало у нее участие президентов Польши и Литвы в процессе урегулирования кризиса.
Тем не менее, было бы наивно полагать, что теперь лидер украинской оппозиции может смело отвернуться от своих ближайших соседей и обратить свой взор на Запад.
Россия остается ключевым торговым партнером для Украины, а в промышленных районах на востоке страны (Донецк и Луганск) и в Крыму авторитет России по-прежнему очень высок.
Как и Михаилу Саакашвили, сменившему год назад Эдуарда Шеварднадзе на посту президента Грузии, Виктору Ющенко сегодня необходимо выработать четкий план дальнейших действий, где отношениям с Россией будет отведено ключевое место.
Это, впрочем, не должно означать отказа от укрепления связей с Европейским Союзом и возобновления сотрудничества с НАТО в рамках программы 'Партнерство во имя мира'.
На внутреннем политическом фронте власть Виктора Ющенко будет значительно ослаблена требованиями большей автономии на востоке страны и конституционными поправками, согласно которым президентская прерогатива назначать премьер-министра будет передана украинскому парламенту.
Подобное ограничение центральной власти только приветствуется; значение всех событий, имевших место после 21 ноября, как раз и заключается в появлении альтернативных источников власти после десяти лет авторитарного правления Киева.
В этом случае свобода политического маневра Виктора Ющенко, конечно же, будет весьма ограничена. Но из-за этого не стоит умалять значительность исторической победы демократии, чьи последствия скоро ощутит на себе вся Восточная Европа, не говоря уже о России.
Теперь основная задача Виктора Ющенко и его команды заключается в оправдании того огромного доверия, которое оказало им большинство разрываемого противоречиями электората.