Конец этой истории представлял собой классический русский коктейль из неожиданности, предсказуемости, и оправдавшихся мрачных прогнозов: он стал подходящей развязкой сюжета, столь же хаотичного, сколь и причудливого. В результате принудительной продажи с молотка главного нефтедобывающего филиала 'ЮКОСа' Кремль усилил контроль над энергетическим сектором России. После осады, длившейся полтора года, 'ЮКОС' сегодня 'выпотрошен' полностью и окончательно; его бывший босс Михаил Ходорковский, чьи политические амбиции вызвали гнев российского президента Владимира Путина, все еще находится за решеткой и под судом. Элемент неожиданности этой истории придало решение американского суда и внезапное появление на авансцене подставной фирмы.
19 декабря 'Юганскнефтегаз', на долю которого приходилось 60% нефтедобычи 'ЮКОСа', был продан государством на торгах за 9,35 миллиардов долларов - якобы в счет уплаты предъявленных фирме гигантских налоговых недоимок. Однако достался он не государственному газовому концерну 'Газпром', который считался наиболее вероятным покупателем. 'Юганск' приобрела доселе никому не известная фирма 'Байкалфинансгруп', зарегистрированная в Твери по адресу, где, как сообщается, находится продуктовый магазин.
Аукционы по продаже крупных российских корпораций нередко сопровождаются мошенничеством, наглым до гротеска, но, как правило, хотя бы имя покупателя не становится ни для кого сюрпризом. По Москве распространялись самые разные слухи о том, кто стоит за 'Байкалом'. Затем, 22 декабря, государственная нефтяная компания 'Роснефть' сообщила, что приобрела 'Байкал' (а вместе с ним и 'Юганск') за неназванную сумму.
Председателем совета директоров 'Роснефти' является Игорь Сечин - доверенное лицо г-на Путина. Таким образом, государство вернуло себе 'жемчужину' империи г-на Ходорковского практически теми же методами, которыми он сам в свое время сколотил состояние. Сам президент заявил, что эта процедура отвечает всем высочайшим стандартам рыночной экономики. Известный возмутитель спокойствия Андрей Илларионов, экономический советник Путина (по крайней мере, пока), как сообщается, назвал случившееся 'аферой года'.
Так почему же выбор пал на 'Байкал' и 'Роснефть', а не на 'Газпром'? Наиболее вероятной причиной является постановление, принятое в последнюю минуту судом в Хьюстоне (штат Техас), о защите активов 'ЮКОСа', пока решается вопрос с его заявлением о банкротстве - это стало одним из элементов стратегии 'ЮКОСа' призванной вынудить Кремль в открытую прибегнуть к неправовым методам. Постановление, пусть и довольно спорное, отпугнуло консорциум западных банков, намеревавшихся дать 'Газпрому' кредит для покупки 'Юганска'. В конечном итоге единственным реальным участником торгов стал 'Байкал'. 'Роснефть' же, поскольку она принадлежит государству, подпадает под действие суверенного иммунитета даже в техасском суде.
Вряд ли это не позволит 'ЮКОСу' и некоторым его акционерам подать в суд на саму 'Роснефть', российское правительство, владельцев 'Байкала' (если таковых удастся выявить), и 'Газпром'. И все же теперь 'ЮКОС', похоже, обречен. Одно время считалось, что вменяемая фирме налоговая задолженность и соответствующие штрафы по сумме как раз совпадут с оценкой государством стоимости 'Юганска'. В этом случае после его продажи 'ЮКОС' сохранил бы кое-какие активы, что позволило бы ему утихомирить миноритарных акционеров. Однако заниженная аукционная цена в разы уступает объему налоговых претензий, так что 'Юганск', скорее всего, не последняя экспроприация.
Хьюстонский суд лишь на время отсрочил решение судьбы 'Юганска', поскольку 'Газпром' и 'Роснефть' планируют слияние, причем контрольный пакет в новой укрупненной компании будет принадлежать государству. Результатом слияния станет создание топливно-энергетического гиганта мирового масштаба, а правительство получит еще более мощный инструмент внешнеполитического влияния, чем нынешний 'Газпром'. Однако аукцион по 'Юганску' может на какое-то время отсрочить слияние, а вместе с ним и либерализацию акционерной политики 'Газпрома' - разрешение иностранным инвесторам приобретать обыкновенные акции концерна - которая, как ожидается, должна последовать за укрупнением.
Масла в огонь беспокойства, вызванного делом 'ЮКОСа', подлил и еще один комментарий г-на Путина по поводу состоявшегося аукциона. Этот шаг, заявил он, позволил исправить нарушения, допущенные в ходе приватизации 1990х гг. - от которой выиграл отнюдь не только г-н Ходорковский. Роман Абрамович - нефтяной магнат, переквалифицировавшийся во владельца футбольного клуба, чей роскошный образ жизни превратил его в подходящую мишень для 'показательной кары', способной потрафить толпе, уже продает некоторые из своих российских активов. На этой неделе появились слухи, что 'Роснефть', совместно с иностранным партнером, планирует приобрести 'Сибнефть' - нефтяную компанию, где г-н Абрамович владеет контрольным пакетом. Не исключено, что и 'Сибнефти' также будут предъявлены налоговые претензии.
Инвесторы, надеявшиеся, что дело 'ЮКОСа' - единичный случай, вендетта против надоедливого зарвавшегося олигарха, уже пришли в отчаянье от известия о налоговых недоимках, предъявленных 'Вымпелкому' - оператору мобильной связи, зарегистрированному на нью-йоркской фондовой бирже. 'Вымпелком' - не приватизированная компания и действует она не в топливно-энергетическом секторе - а ведь именно эти факторы, среди прочих, способствовали 'наезду' Кремля на 'ЮКОС'. Возможно, этот скандал отчасти связан с конфликтом, возникшим, по слухам, между одним из министров правительства и крупным акционером 'Вымпелкома'. Если это так, то о 'втором 'ЮКОСе'' речь не идет, но, тем не менее, вся эта история - тоже не лучшая реклама в пользу инвестиций в России.