Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сумрачная страна

Вышли три мрачных книги о России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Десятилетиями взгляды западного общества на российских лидеров не выходили за пределы одного и того же привычного круга: сначала надежда на то, что с новым хозяином Кремля иметь дело будет легче, чем со старым, и что при нем его страна станет более приемлемым соседом; затем потеря иллюзий, когда он не оправдывает этих ожиданий, а перемены касаются не того, что нужно; и потом страх - либо сам по себе человек сильно меняется в худшую сторону, либо на своем посту явно не справляется.

Эндрю Джек (Andrew Jack) - 'Внутри путинской России: можно ли провести реформы без демократии?', Oxford University Press

Анна Политковская - 'Путинская Россия', Harvill

Эндрю Мейер (Andrew Meier) - 'Чечня: к сердцу конфликта', Norton

Десятилетиями взгляды западного общества на российских лидеров не выходили за пределы одного и того же привычного круга: сначала надежда на то, что с новым хозяином Кремля иметь дело будет легче, чем со старым, и что при нем его страна станет более приемлемым соседом; затем потеря иллюзий, когда он не оправдывает этих ожиданий, а перемены касаются не того, что нужно; и потом страх - либо сам по себе человек сильно меняется в худшую сторону, либо на своем посту явно не справляется. В каждом случае дамоклов меч темных сил уже грозит обрушиться мечом Немезиды, когда приходит новый лидер, и надежда появляется снова.

Цикл отношения к Владимиру Путину уже достиг третьей точки. Большинство из тех, кто в свое время громче всех приветствовал президента как провозвестника новой эры в России, эры законности и процветания, давно замолкли. Мало кто призывает и 'забыть о России' - трудно призывать бросить на самотек существование самого крупного государства на планете с самой плохой системой безопасности ядерных арсеналов. Остается лишь ответить на вопрос, является ли то, что творит российское государство у себя дома и за пределами своих границ, прямым следствием правления Путина или недоразумением, за которое он не несет ответственности.

Три книги, написанные журналистами, не дают утешающих ответов на этот вопрос. В работе 'Внутри путинской России' Эндрю Джека, который в последнее время работал корреспондентом Financial Times в этой стране, представлена хорошо написанная, сбалансированная и подробная картина политики российского государства; автор делает акцент на то, как Кремль 'разбирается' с независимой прессой и строптивыми олигархами.

Джек пишет и о самом сенсационном обвинении против Путина - в том, что ответственность за взрывы многоэтажных жилых домов в 1999 году, в результате которых погибли сотни людей, лежит не на чеченских террористах, на которых она была первоначально возложена, а на спецслужбах, стремившихся таким образом облегчить дорогу Путина к власти. Это обвинение, как хорошо показал Дэвид Сеттер (David Satter) в своей работе 'Темнота на рассвете' (Darkness at Dawn), вышедшей в 2003 году, не так абсурдно, как кажется. Д. Сеттер основал бюро Financial Times в Москве еще в 1976 году.

Джек придерживается того же мнения - официальная версия событий шита белыми нитками. В частности, российские спецслужбы так и не дали никаких объяснений относительно эпизода, когда их фактически застали во время закладывания взрывчатки в один из домов в провинциальном городе Рязани. Однако автор не бросается и в другую крайность, не говорит о теории всепроникающего заговора, поддерживать которую, как ему кажется, слишком рискованно. Но при этом высказывает мнение, что в Рязани гэбэшники хотели действительно заложить в дом взрывчатку, чтобы потом почивать на лаврах, 'сорвав' якобы намечавшийся теракт.

Если у книги Эндрю Джека и есть слабое место, то это то, что он уделяет слишком много внимания махинациям властной верхушки и слишком слабо дает читателю почувствовать настоящий аромат жизни в сегодняшней России. Тем, кому нужно именно это рекомендуем 'Путинскую Россию' Анны Политковской. Политковская, одна из старейшин цеха независимой российской прессы - точнее, того, что еще осталось от такового - хронологически записывает самые страшные сцены насилия, отчаяния и алчности, которые встречались на ее пути. Невозможно оторваться, читая о безысходной жизни честного, но нищего офицера атомной подводной лодки, и так же невозможно - от глав, повествующих о несчастьях, которые валятся на чеченцев как в самой России, так и на их родине, превращенной в кошмар жестокости и нищеты.

Эндрю Мейер, бывший корреспондент журнала Time в Москве, в своей небольшой книге о Чечне пишет примерно о том же, с той только разницей, что за текстом Политковской стоит храбрость и скромность, а у Мейера видно определенное самолюбование собственной эрудицией и смелостью.

Действительно, Россия - страшная страна, в которой происходят страшные вещи. Однако книги, переполненные такими страшными вещами, повергают читателя в ужас, но дают слишком мало информации. Было бы слишком уж большим чудом, если бы после многолетней истории тоталитаризма и многовековой истории единоличного правления Россия не осталась бы коррумпированным, жестоким и авторитарным государством. Самый большой вопрос - становится ли она лучше, чем была, и, кроме всего прочего, что принесут нам еще четыре года правления Владимира Путина.

Здесь все трое авторов запинаются и не знают, что сказать. Сеттер прекрасно пишет о моральном вакууме, в котором находится Россия, но ему нечего сказать о том, чем его можно было бы заполнить. Политковская так и не может толком объяснить, за что конкретно она так сильно ненавидит Путина - по ее словам, он напоминает ей о КГБ и временах Советского Союза, и его абсолютная власть ведет страну к фашизму и войне. Мейер намекает - в общем, правильно намекает, - что поведение России в Чечне является скорее симптом имеющихся у страны серьезных проблем, чем их причиной, однако дальше этого дело у него не идет. Джек считает, что самое слабое место Путина - его ностальгия по советскому прошлому России.

Все это правда. Но тот факт, что даже такие прекрасные журналисты не могут ясно ответить на простой вопрос, каково во всем этом влияние самого Путина, показывает, насколько малопонятно человеку вне Кремля, будь он русским или иностранцем, что реально происходит за его стенами.

____________________________________________________________

Архив ИноСМИ.Ru

Россия: разворовано все ("The Guardian", Великобритания)

------------------------------------------------------------

Новый тиран и его приспешники ("The Independent", Великобритания)

Анна Политковская: За что я не люблю Путина ("The Independent", Великобритания)

Анна Политковская: Репортажи с дикой войны ("The Guardian", Великобритания)

Анна Политковская: Отравленные Путиным ("The Guardian", Великобритания)

Анна Политковская: Я выжила просто чудом ("RTL Radio France", Франция)

Анна Политковская 'Уголок ада' (Книги о России)

------------------------------------------------------------

Дэвид Сэттер: Проклятие коммунизма ("The Wall Street Journal", США)

Дэвид Сэттер: В одном городке в России ("The Wall Street Journal", США)

Дэвид Сэттер: Убийство Пола Хлебникова ("The Wall Street Journal", США)

Дэвид Сэттер: Террор в России: мифы и факты ("In The National Interest", США)

Дэвид Сэттер: Русская мафия угрожает Западу ядерным оружием ("Los Angeles Times", США)