ДЛЯ СПРАВКИ: 14 января Госдепартамент США принял решение сократить в 2005 году финансовую помощь Сербии на 10 миллионов долларов в связи с 'нежеланием Белграда сотрудничать с Международным судом для бывшей Югославии'.
Администрация США ожидала, что за минувшие шесть месяцев будут выполнены хотя бы некоторые из данных Белградом обещаний по поимке и выдаче Гаагскому трибуналу лиц , обвиняемых в военных преступлениях. На взгляд Вашингтона, прошло уже достаточно времени, но ничего существенного не происходит. США должны были как-то обозначить свое глубокое недовольство, чтобы несколько обострить ситуацию и усилить давление на власти в Белграде, считает американский политолог Обрад Кесич.
По мнению аналитика, сейчас американские власти понятия не имеют, что делать с Сербией. В то же время Вашингтон осознает, что нужно добиться прогресса в переговорах сербов и албанцев о конечном статусе Косова. Интерес США в этом регионе состоит в том , чтобы переговоры начались вовремя. Вместе с тем американцам необходимо реагировать на 'отсутствие сотрудничества Сербии с Гаагским трибуналом'. Недовольство США усиливается. Вашингтон вводит какие-то дополнительные меры наказания в отношении Белграда , но сегодня это больше символические, нежели эффективные шаги.
Пока рано говорить о наихудшем для Белграда варианте развития событий - о новой международной изоляции Сербии или о введении международных санкций по типу тех, которые имели место во времена Милошевича. Однако ситуация остается серьезной. Решение Госдепа о лишении Белграда 10 миллионов долларов (всего было обещано выплатить в течение 2004- 2005 годов 70 миллионов) финансовой помощи - это предупреждение. Самое худшее, что может произойти - это тотальное замораживание финансовой помощи Сербии со стороны всех международных финансовых институтов.
Сейчас США не знают и того , что делать с Косово. Америка только настаивает, чтобы переговоры между сербами и албанцами о конечном статусе Косова начались как можно раньше. Для того, чтобы уйти из Косова, американцам нужно продемонстрировать хотя бы какие-то реальные успехи в построении демократии в крае. В Ираке показательную роль достижений в этом плане будут играть парламентские выборы, назначенные на 30 января. После выборов Вашингтон заявит : налицо прогресс в деле демократизации Ирака , и теперь мы можем приступить к выводу своих войск. В Косово же у США нет конкретного плана действий. Когда между Белградом и Приштиной начнутся переговоры по дальнейшему статусу края , США смогут утверждать, что в этом регионе наметился прогресс, а потом уйти из южной сербской провинции и переложить ответственность за дальнейшую ситуацию в Косово на Европу.
В Вашингтоне , конечно , понимают, что политика давления и санкций не способствует укреплению позиций демократических и реформаторских сил в Сербии. Но американская внешняя политика такова , она всегда была такой. Из желания продемонстрировать свое недовольство США зачастую предпринимают шаги, которые наносят ущерб американским же интересам. 'Я имею в виду, - объясняет Обрад Кесич, не только последнее решение о замораживании 10 миллионов долларов для Сербии, но и, скажем, ситуацию в Боснии и Герцеговине'.
Введенные верховным представителем ООН Пэдди Эшдауном 16 декабря санкции в отношении Республики Сербской в Боснии и Герцеговине сразу стали причиной нестабильности не только в самой Б и Г, но и во всем регионе. А нестабильность на Балканах абсолютно не в интересах США. Ведь если этот период затянется, Соединенным Штатам будет трудно вывести свои вооруженные силы из этого региона Балкан, к чему они в принципе стремятся.