Результатом важных событий последних лет в Южноазиатском регионе стало стремление Пакистана и России устранить взаимные разногласия
Головокружительные геостратегические изменения, создание и крушение союзов, и в особенности превращение США в единственную сверхдержаву - все это факторы, способствующие неустойчивости современной международной обстановки. Их действие усугубляется отсутствием каких-либо противовесов, способных воспрепятствовать односторонним и экспансионистским акциям США. Считается, что роль 'цербера' в международных отношениях должна играть ООН, однако из-за неспособности своевременно вмешиваться в ход событий ее роль сводится к урегулированию кризисов, а не их предотвращению.
Столь мрачное положение дел обусловливает необходимость создания новых союзов и блоков, чья деятельность могла бы способствовать гарантированному соблюдению международного права. Все это, в сочетании с рядом важных событий, случившихся за последние годы в Южноазиатском регионе, привело к тому, что Пакистан и Россия проявляют твердую решимость урегулировать существующие между ними разногласия, исходя из идеи, что в будущем мироустройстве эти две страны будут играть чрезвычайно важную роль.
Афганистан и Кашмир по-прежнему представляют собой 'горячие точки', из-за которых весь регион оказался на краю пропасти. Сегодня, когда динамика развития мировой политики полностью изменилась, а Америка превратилась в единственную сверхдержаву, позиция России и Европейского Союза приобретает особое значение.
После того, как в Афганистане ее роль была сведена к минимуму, Россия пытается перестроить свои подходы с тем, чтобы оказаться на уровне задач, которые встанут перед ней в недалеком будущем. Россия, несмотря ни на что, сохраняла тесные союзнические отношения с Индией и продолжала расширять финансовую и иную материальную помощь крупнейшему демократическому государству мира. Однако сегодня, обстановка, судя по всему изменилась, поскольку индийцы проявляют гораздо больше склонности к сближению с Америкой.
Визит президента Первеза Мушаррафа в Россию 4-5 февраля 2003 г. был успешным в том смысле, что он способствовал потеплению в довольно напряженных отношениях между Пакистаном и Россией. В ходе этого визита - первой с 1965 г. поездки пакистанского главы государства в Россию - были определены новые направления долгосрочных связей между двумя странами. До этого - в мае 1999 г., за несколько месяцев до смещения с поста - в Москве побывал тогдашний премьер-министр Пакистана Наваз Шариф (Nawaz Sharif). Другой пакистанский премьер - Зульфикар Али Бхутто (Zulfiqar Ali Bhutto) - посещал СССР еще в 1970 г.
Первый визит пакистанского главы государства - президента Аюб Хана - в Россию начался 5 апреля 1965 г., когда перед страной маячила угроза войны, а накал страстей в Пакистане и Индии достиг высшей точки. Обе стороны были готовы начать войну из-за Кашмира. Сразу по прибытии в Москву Аюб Хан отправился в Кремль для переговоров с председателем Совета министров СССР Косыгиным. Аюб изо всех сил пытался добиться поддержки Россией идеи об урегулировании кашмирской проблемы путем переговоров, надеясь, что вмешательство Москвы поможет устранить угрозу военного столкновения. К сожалению, этого не произошло. Русские были недовольны решением Пакистана предоставить американцам право использовать пакистанские военные базы в их попытках перекрыть России доступ к теплым морям.
В своей книге 'Аюб Хан', вышедшей в 1996 г., видный представитель пакистанской интеллигенции Алтаф Гаухар (Altaf Gauhar), сопровождавший Аюба в этой поездке, вспоминает, что пакистанский президент вел с советским премьером длительные дискуссии, но так и не сумел переубедить его по кашмирскому вопросу. Аюб заявил Косыгину: 'Господин премьер-министр, вы хорошо знаете, что кашмирский вопрос - это 'яблоко раздора' между Пакистаном и Индией. Вы ничего не теряете, если поможете обеим странам расколоть этот 'крепкий орешек''.
Косыгин ответил: 'Мы никоим образом не будем раздувать этот конфликт. Мы попытаемся добиться его завершения'. Это было единственное, чего президент Аюб сумел добиться от русских по кашмирской проблеме.
Визит президента Первеза Мушаррафа в Россию по приглашению президента Владимира Путина стал этапным событием и справедливо расценивался как позитивный шаг в развитии двусторонних отношений. Мушарраф, в свою очередь, пригласил Путина посетить Пакистан. Если российский президент примет приглашение, это станет первым визитом главы российского государства в Пакистан за всю историю страны.
Инициатива Путина относительно визита пакистанского президента в Москву была обусловлена растущим вмешательством США в дела региона. Пакистан и Россия играют важную роль в войне против терроризма, но одностороннее решение Вашингтона о вторжении в Ирак вызывает у обеих стран озабоченность. Россия также стремится заручиться поддержкой Пакистана в урегулировании чеченской проблемы. Кроме того, сегодня российское руководство, судя по всему, искренне желает, чтобы Пакистан и Индия сели за стол переговоров, хотя непримиримая позиция Нью-Дели до сих пор препятствовала прогрессу в этой области. Россияне отлично понимают, что единственный способ 'превзойти' американцев заключается для них в содействии индо-пакистанскому диалогу и соглашению между этими двумя соседними странами, обладающими ядерным оружием.
Другой важной причиной российской инициативы стало стремление дать понять Нью-Дели, что Москва не прочь наладить контакты с соседями Индии, в том числе Исламабадом, если та продолжит свою политику замены устаревающего российского вооружения за счет военных поставок из Америки, Франции и других европейских стран. Однако индийцы восприняли это как пустую угрозу, и стали еще интенсивнее 'обхаживать' Соединенные Штаты.
Президент Мушарраф отчаянно пытается тем или иным способом добиться урегулирования кашмирской проблемы, хорошо понимая, что в противном случае стране не видать экономического подъема. Осознает он и то, что в складывающейся обстановке необходимо по-новому взглянуть на вопрос о дружественных отношениях с другими странами, делая упор на налаживание новых связей, особенно с соседними государствами. Поэтому, сохраняя проверенные временем контакты с Китаем, Пакистану необходимо установить дружеские отношения с Ираном, Россией, республиками Центральной Азии, и, конечно, Афганистаном.
Охлаждение в российско-индийских отношениях со всей очевидностью проявилось в ходе недавнего визита президента Путина в Дели, где тот выдвинул предложение о предоставлении Индии места в Совете безопасности ООН без права вето. Эта идея вызвала крайнее раздражение у индийского руководства и привела к своеобразной 'холодной войне' между двумя странами. Лишь под давлением индийского правительства - оказавшегося абсолютно не в состоянии 'продать' эту идею собственному народу - Путин внес в свое заявление поправки, 'умиротворившие' индийскую сторону.
Мир и стабильность в регионе во многом будут зависеть от характера отношений между Пакистаном и Россией. Не следует забывать, что России по-прежнему есть что предложить Пакистану с точки зрения военных поставок и прямых инвестиций. Аналогичным образом, целый ряд пакистанских товаров может найти широкий спрос на российском рынке, если правительство или деловые круги предпримут усилия в этом направлении.
Возможно, Россия больше не является сверхдержавой, однако ее промышленность бурно развивается, и эта страна по-прежнему превосходит Америку по добыче нефти, выплавке стали, алюминия и производству каучука. Заместитель министра иностранных дел России Сергей Кисляк недавно посетил Пакистан, чтобы обсудить вопросы, связанные со стабильностью в регионе, развитием торговли и борьбой с терроризмом. Стороны договорились об укреплении дипломатических и культурных связей за счет тесного взаимодействия на разных уровнях. Важнейшим результатом визита стало решение придать новый импульс двустороннему сотрудничеству в области обороны. Эти договоренности способны заложить реальную основу для нового и более тесного рабочего сотрудничества между Пакистаном и Россией.