МОСКВА - Он это уже делал, но сейчас все было по-настоящему. В ноябре, когда победу на выборах у Виктора Ющенко украл его оппонент Виктор Янукович путем мошеннических манипуляций, Ющенко символически принес президентскую присягу в здании Рады, украинского парламента, под звуки собственного имени, которое скандировала толпа на площади. Когда в здании Рады он официально присягал на верность своей стране двадцать третьего января, все было практически так же - порядка, правда, было все же несколько больше. После короткого обращения к парламенту новый президент по праву обратился к Площади Независимости, где, собственно, и зародился мятеж, и где ковалась его победа.
Ющенко провозгласил, что будущее Украины лежит в единой Европе. На торжества заехал Хавьер Солана (Javier Solana), ответственный в Европейском Союзе за внешнюю политику (ожидали и Колина Пауэлла, заканчивавшего свою службу на посту госсекретаря США).
Первую неделю своих полномочий новый президент Украины провел в путешествиях. В Страсбурге, где он невзначай встретил Михаила Саакашвили, ставшего президентом Грузии после 'революции роз' в 2003 году, пьянящие речи о скорой возможности подать заявку на вступление в ЕС уступили место более прагматичным переговорам об улучшении торгового климата и облегчении визового режима. Однако до того, как устремиться на Запад, Ющенко все же заглянул ненадолго в Кремль - даже после того, как президент России Владимир Путин выслал в Киев делегацию, уровень которой можно считать оскорблением для такого события, и гораздо медленнее отреагировал поздравлением на достаточно чистую победу Ющенко, чем на победу Януковича в ноябре.
У двух президентов и вправду есть что обсудить, от участия Украины в организуемом Россией едином экономическом пространстве до ее намерения вступить в НАТО. В этот раз, несмотря на неприкрытое вмешательство Кремля в процесс выборов на стороне Януковича, Ющенко дипломатично обратился к России как к 'стратегическому партнеру'. Такое вынужденное потепление в отношениях частично предназначено для внутреннего употребления - в основном его будут употреблять на юге и востоке страны, где подавляющее большинство избирателей говорят по-русски и голосовали за его оппонента.
Однако выбор кандидатуры премьер-министра диктовался совершенно другими политическими императивами. Выбрать одного из нескольких кандидатов представлялось довольно трудной задачей, но больше всех на своем назначении настаивала Юлия Тимошенко, которую равно ненавидят многие сторонники Януковича и обожают многие соратники Ющенко. Так оно и случилось.
Госпожа Тимошенко - личность, безусловно, яркая, и цвет она меняет с легкостью хамелеона. Сначала, в олигархическую эпоху, она сделала себе состояние на торговле энергоносителями; затем стала заместителем Ющенко, когда он занимал пост премьер-министра (ее до сих пор обвиняют в мошенничестве на Украине и в даче взяток в России); после этого она быстро перешла в стан революционной оппозиции.
В начале февраля назначение Юлии Тимошенко должны утвердить депутаты парламента. Тимошенко пользуется бешеной популярностью у населения палаточного городка, раскинувшегося в центре Киева после жульнического ноябрьского голосования, однако многих своих товарищей по оранжевой коалиции Ющенко она сильно разозлила. И снова - немного лести для товарищей, сбалансированное распределение остальных министерских портфелей, и теперь у нее все шансы пройти через парламент прямо в премьерское кресло.
Как это повлияет на политику правительства? Госпожа Тимошенко громче и настойчивее всех критиковала бывшего президента Леонида Кучму и его команду. Ющенко публично пообещал пересмотреть результаты самых крупных злоупотреблений и преступлений старого режима, включая самые неприкрыто преступные случаи приватизации государственной собственности, и не в последнюю очередь провести расследование относительно возможного участия Кучмы в его собственном отравлении. Но и здесь было бы разумно не начинать с необдуманных действий.
Кроме того, госпожа Тимошенко была против конституционной реформы, о которой удалось договориться с Кучмой во время политического кризиса. В соответствии с этой реформой, многие полномочия президента должны перейти к парламенту (и, таким образом, к будущему премьер-министру). Сейчас поговаривают о том, чтобы пересмотреть и эту сделку. Однако, даже учитывая, что инициатором реформы был именно Кучма, провести ее было бы для Украины правильным шагом. Стыдно было бы Ющенко, после того, как он пришел к власти настолько законным путем, насколько вообще позволяли сложившиеся обстоятельства, теперь хвататься за то, от чего ему уже пришлось отказаться.