В стране до сих пор продолжаются яростные споры о том, было ли оправдано разрушение города союзной авиацией в годы войны
Шестидесятая годовщина бомбардировки Дрездена союзниками вызывает у немцев мучительную реакцию - они до сих пор не знают, следует им считать себя жертвами, или продолжать молча нести вину за зверства, совершенные в годы войны.
Налеты британских и американских ВВС на город привели к гибели тысяч людей, и превратили эту жемчужину барочной архитектуры в пылающий ад.
В воскресенье по всему Дрездену пройдут церемонии по случаю шестидесятой годовщины этих событий. Священники из собора в Ковентри [английский город, разрушенный во время войны германской авиацией - прим. перев.] преподнесут городу крест для установки в восстановленной Фрауэнкирхе (соборе Святой Девы), чьи закопченные руины многие годы оставались в неприкосновенности в качестве напоминания о войне.
Ультраправые намерены воспользоваться годовщиной, чтобы привлечь к себе внимание: они планируют вывести 3000 своих сторонников на демонстрацию в центре Дрездена в память о жертвах 'массового убийства'. В свою очередь, ультралевые организовали кампанию под лозунгами типа 'Нечего плакать по нацистам', призывая снести Фрауэнкирхе в знак признания того, что 'все жертвы были одновременно и преступниками'.
Позиция большинства немцев - где-то посередине между этими двумя полюсами. В стране по-прежнему идут яростные споры, была ли оправдана эта страшная бомбардировка, когда на город за несколько минут обрушились сотни тонн зажигательных бомб. Представители союзников утверждали, что налет был необходим, и что он приблизил окончание войны, однако все больше простых немцев расценивают его как акт террора против гражданского населения. В ходе недавнего социологического опроса в Германии 30% респондентов моложе 30 лет заявили, что не относятся негативно к тому, что крайне правые называют эти события 'бомбардировочным Холокостом'.
'Британское верховное командование знало, что в то время в городе находились сотни тысяч беженцев, и тем не менее отдало приказ сравнять его с землей', отмечается в статье, опубликованной в газете 'Welt am Sonntag'. Статья вышла под заголовкам 'Задохнувшиеся в дыму, сгоревшие дотла, разорванные в клочья': речь идет о жертвах бомбардировки - в эпицентре пожара, охватившего Дрезден, температура доходила до 1200 градусов.
Споры вызывает и количество погибших в ту ночь с 13 на 14 февраля 1945 г. Официальных данных о жертвах не существует - называются цифры от 35000 до 400000 человек - что позволяет экстремистам манипулировать этими оценками в собственных целях. Только сейчас мэр Дрездена создал комиссию историков, чтобы официально установить количество жертв.
Многие из выживших до сих пор хранили молчание о пережитых ими ужасах из-за распространенного мнения, что война стала для немцев справедливым наказанием за поддержку Адольфа Гитлера.
Однако спустя шесть десятилетий, в связи с нынешней годовщиной, появилось много эмоциональных свидетельств о событиях той ночи. В документальном телефильме 'Дрезденская драма' историк Гвидо Крамп (Guido Kramp) предоставил слово очевидцам, рассказавшим о том, что им пришлось испытать.
'Мы и в кошмарном сне не могли представить, что они будут бомбить этот прекрасный город, переполненный гражданскими', - вспоминает Элеонора Компиш (Eleonore Kompisch), бежавшая в Дрезден из Вроцлава. Она рассказывает, как чуть не задохнулась от дыма в подвале дома. Вокруг нее матери резали детям вены, чтобы избавить от долгой и мучительной смерти.
Авторы 'Дрезденской драмы' - одного из нескольких документальных фильмов о бомбардировке, показанных на этой неделе - побеседовали и с британскими летчиками, большинство из которых были в то время так молоды, что 'еще не имели даже водительских прав'. На вопрос, насколько оправдано было их участие в налете, как правило звучал ответ: 'Это было следствие тотальной войны, а эту войну развязал Гитлер'. Дональд Нильсен (Donald Nielsen), бывший пилот ВВС США, заплакал: 'Я много раз просил у Господа прощения'.
Авторы фильма утверждают, то располагают новыми данными о том, что сброшенные на Дрезден бомбы содержали напалм - страшное желеобразное вещество, хорошо известное по вьетнамской войне - из-за этого смерть жертв бомбардировки была особенно мучительной. В фильме постановочные сцены, изображающие детей, веселящихся в цирке или на карнавале вечером перед началом бомбардировки, перемежаются с ужасными хроникальными кадрами, снятыми несколько часов спустя: на них - обугленные тела, разрушенные больницы.
'Дрезденская драма' заканчивается фразой, принадлежащей пастору из Фрауэнкирхе Стефану Фрицу (Stephan Fritz): 'Каждый, кто говорит о страданиях дрезденцев, должен упомянуть и о вине немцев'.