В России новые русские не жалеют денег при покупке квартир и дач, принадлежавших когда-то членам советской 'номенклатуры' - утверждают агенты по продаже недвижимости, рассчитывающие извлечь максимум выгоды из этой новомодной тенденции.
Теперь, когда в результате нефтяного бума по стране гуляют огромные суммы денег, риэлторские агентства заняты поиском адресов, вызывавших зависть в расцвет советской эпохи, когда вожди коммунистической партии за верность награждали своих приближенных квартирами в престижных районах Москвы.
Квартира по адресу Романов переулок, дом 3, принадлежавшая в свое время Екатерине Фурцевой, советскому министру культуры и единственной женщине, входившей в состав Президиума ЦК КПСС, сегодня стоит 610 тысяч фунтов стерлингов.
Здание, где расположена эта квартира, было простроено в 1898 г. и получило прозвище 'маршальский дом', так как именно здесь жили многие приближенные к Иосифу Сталину военачальники. В их число входили герои Гражданской войны Семен Буденный и Климент Ворошилов, а также Сидней Рейлли (Sidney Reilly), агент британской разведки, ставший прототипом Джеймса Бонда в произведениях Яна Флеминга (Ian Fleming).
Еще одна квартира в том же доме, бывшая когда-то собственностью Константина Рокоссовского, прославленного советского генерала времен Второй мировой войны, была недавно продана за 1,1 миллиона фунтов стерлингов.
'Новый владелец сказал, что он с детства мечтал жить в таком доме', - поведала мне Лидия Сапунова, пресс-секретарь продавшего квартиру агентства 'Домострой-Престиж'.
'Никакой другой дом в Москве не может похвастаться таким большим количеством мемориальных досок на своих стенах'.
Квартирная лихорадка началась в 2003 г. с продажи за 800 тысяч фунтов стерлингов квартиры, в которой жил глава КГБ Юрий Андропов, в конце жизни ставший генеральным секретарем Коммунистической партии Советского Союза.
По мнению специалистов, на рынке недвижимости стоимость этой уже порядком изношенной и небольшой по размерам жилплощади составила бы приблизительно 100-150 тысяч фунтов, если бы не ассоциации, связанные с жизнью одного из самых жестких кремлевских политиков. С тех пор цены на целый ряд квартир взлетели вверх благодаря риэлторам, рассчитывающим извлечь прибыль из воспоминаний о советских аппаратчиках.
С момента распада Советского Союза московский рынок недвижимости прошел множество этапов своего становления. Примечательно, что сначала новые русские, все как один, хотели иметь квартиры в так называемых 'семи сестрах', сталинских высотках с массивной мебелью и древней отделкой.
Чуть позже сильные мира сего начали отдавать предпочтение загородным 'коттеджам', наиболее престижными из которых считались те, что расположены к северо-западу от столицы, неподалеку от резиденций правительственных чиновников.
Однако, по мере того, как пробки на дорогах стали появляться все чаще и чаще, центр Москвы стал возвращать себе лидирующие позиции.
'Ассоциации с членами советского Политбюро или другими известными людьми могут послужить основанием для увеличения рыночной стоимости жилья в два, а иногда и в три раза. Всегда найдутся покупатели, готовые заплатить больше в обмен на кусочек истории', - считает Елена Можарова, директор по маркетингу риэлторского агентства 'Кутузовский проспект'.
Другая категория покупателей требует, чтобы купленные ими дома были тщательно отреставрированы в соответствии с оригиналом XIX века.
Существует проект по реставрации всех домов Мясницкой улицы в центре Москвы и присвоении им категории элитного жилья.
'Еще одним новым направлением на рынке недвижимости стала реставрация старинных особняков и домов в центре Москвы, расположенных рядом с Кремлем. После ремонта такие дома сохраняют свою историческую ауру, но при этом оборудованы всеми современными удобствами', - отметила Анна Рогова, представитель агентства 'МИЭЛЬ'.