Там, где все сверкает и блестит, звучит музыка и красивые, легко скользящие по льду люди дарят чарующие улыбки, - там иногда случаются большие скандалы. В тот момент, когда старые и новые чемпионы мира в парном катании Татьяна Тотмянина и Максим Маринин мирно стояли в прошедшую среду, во время церемонии награждения, рядом с китайской парой Дан и Хао Чанг (Dan и Hao Zhang), ничто не предвещало столь мощного столкновения, вызвавшего раздражение сверхдержав: России и Китая. Но это была лишь видимость.
Вчера, во время тренировки, Хао Чанг - приветливый человек крепкого телосложения - на полной скорости столкнулся с Тотмяниной. В то время как китаец позднее заверял, что не заметил соперницу и уже извинился, Тотьмянина изливала желчь, говоря, что она, дескать, не уверена, не было ли это сделано умышленно, мол, исключать этого нельзя. Ее тренер Олег Васильев добавил, что китайская пара во время тренировок и без того проявляла агрессивность и пыталась запугивать Тотмянину.
Понятное дело, что чемпионка мира отреагировала на инцидент из-за несчастного случая, произошедшего в начале этой зимы в США, очень остро: в результате падения она тогда получила сильное сотрясение мозга. Однако комментарий, данный ее соотечественником россиянином Алексеем Тихоновым, занявшим на чемпионате мира второе место, позволяет предполагать, что она в своих обвинениях зашла слишком далеко. На вопрос о том, замечал ли он определенную агрессивность у китайцев во время тренировок, Тихонов, все обстоятельно взвесив, ответил: 'Нет, определенно нет. Отношение ко всем китайцам дружеское'.
Тотмянина получила ушиб копчика и запястья, Чанг - такой ушиб поясницы, что до середины дня еще думал, что откажется от выполнения произвольной программы. Вечером он смог выполнить заключительную фигуру только благодаря своей тонкой как тростинка партнерше, она же помогла ему дойти до бортика. После того, как их соотечественники, двукратные чемпионы мира Сюэ Шень (Xue Shen) и Хунбо Джао (Hongbo Zhao) отказались от выступлений из-за повреждения ноги, пара Чанг/Чанг взяла их роль на себя и каждый год, начиная с 1999 года, завоевывала в парном катании медали для китайской команды.
При условии, что две российские пары занимают первые два места, а за ними следуют две китайские пары, опережая опять же российскую пару, особого интереса это в мире фигурного катания не вызывает, тем более что качества выполнения элементов в тот вечер не наблюдалось. То, что Тотмянина, ей 23 года, словом владеет хуже, чем коньками, можно объяснить той ситуацией, которую она описала в полночь: 'В парном катании существуют российская и китайская школы, и между этими двумя школами идет своего рода война. Но я надеюсь, что нас догонят другие страны и начнется мировая война'. Она улыбнулась, очевидно, посчитав себя остроумной, но на большинство слышавших ее слова эта воинственная выходка произвела отталкивающее впечатление.
Объективно говоря, не было бы вреда, если бы более серьезную роль играли западные варианты. На традиционно сильную Канаду в настоящее время надеяться особенно не приходится, то же самое относится к США. Но зачем заглядывать в далекое будущее? После сильного выступления в произвольной программе Алена Савченко и Робин Шолковы (Robin Szolkowy) заняли на своем первом чемпионате мира шестое место, и надежду питает не только занятое место, но, прежде всего, выразительный стиль немецких мастеров.
Сведущая московская публика реагировала с восторгом, а тренер Инго Штойер (Ingo Steuer) высказал мнение, что пара может очень и очень гордиться собой. Из своих планов в отношении пары Савченко/Шолковы Штойер, ставший в 1997 году вместе с Мэнди Ветцель (Mandy Woetzel) чемпионом мира, секрета не делает: 'Если они будут как следует тренироваться и делать то, что я им говорю, то взойдут на пьедестал победителей'. Когда и где, на этот вопрос он не ответил, но не оказалось никого, кто бы возразил.