Когда в период с 6 по 10 мая Джордж Буш приедет сначала в Латвию, затем в Нидерланды, потом в Россию и, наконец, в Грузию, его роль, по словам представителей Белого дома, будет состоять в том, чтобы 'почтить память общей жертвы миллионов американцев и европейцев, павших в борьбе с тиранией, а также подчеркнуть подъем демократии'. На самом же деле переговоры, которые он проведет, будут разделены на две части. Восьмого и девятого мая в Нидерландах и России будут праздновать победу над Гитлером шестьдесят лет назад. Значит, современную победу демократии будут отмечать на входе - в Латвии и на выходе - в Грузии, что в глазах русских - и вход, и выход - будет попахивать провокацией. Грузия и Латвия - два самых нелюбимых соседа Москвы, из которых доносится самая активная критика ее недавних имперских конвульсий.
И правда, если и есть такая страна, которая сегодня реально угрожает 'развитию демократии' в Европе, жители центральной части континента без сомнений укажут на Россию - как из-за ее вмешательства в ход свободных выборов на Украине в прошлом году, так и из-за поддержки, которую Россия оказывает мятежным режимам, отрезавшим по куску от Грузии и Молдовы. Пропагандистскими приемами и агрессивной риторикой Москва пытается дестабилизировать страны Балтии с того времени, как они сначала инициировали распад Советского Союза в 1990-91 годах, а три года спустя избавились от последних российских военных баз.
Так что нынешний график поездки Буша выглядит, с одной стороны, признанием великого боевого прошлого России, а, с другой, упреком ее также далеко не мирному настоящему. Страны Балтии вместе с Польшей уже бросили тень на предстоящие в Москве девятого мая празднества по случаю Дня Победы, оспаривая взгляд Москвы на историю событий шестидесятилетней давности. Лидеры трех балтийских стран заявили, что готовы праздновать 60-летие победы над фашизмом, но не полувековую годовщину светской оккупации, которая за ней последовала. Президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга (Vaira Vike-Freiberga) приняла предложение приехать на Красную площадь, однако ее эстонский и литовский коллеги Арнольд Руутель (Arnold Ruutel) и Валдас Адамкус (Valdas Adamkus) отклонили его. Президент Польши Александр Квасьневский (Aleksander Kwasniewski) приехать обещает, однако хочет, чтобы Россия осудила заключенный перед самой войной акт Молотова-Риббентропа, по которому Сталин с Гитлером разделили Польшу между собой, а также признала, что после войны странам, оказавшимся в зоне влияния коммунизма, был нанесен ущерб.
Подобный спор вокруг исторических вопросов отравляет весь спектр отношений между этими странами. На прошлой неделе посол России в Литве назвал страну своего пребывания 'нацией склочников', в которой 'никто не чист'. Незадолго до этого министерство иностранных дел России заявило, что Польша допустила 'нечестность' и вырвала 'исторические события из контекста'. Однако для стран Балтии это вопрос не только исторический. Правы они или нет, но все же прибалты боятся, что Россия снова захочет подчинить их себе, и что Москва сохранит все свои имперские инстинкты, если не осудит свое советское прошлое. Поляки думают то же самое об Украине, которую стремятся вырвать из сферы влияния России, чтобы затем проложить ей прямую дорогу в Европейский Союз.
В ответ на это Россия попыталась использовать страхи своих соседей в Польше и Прибалтике, чтобы испортить их имидж в глазах европейских партнеров. Она называет их 'русофобами', людьми, одержимыми навязчивой идеей навредить России и, более того, пытающимися и политику всего ЕС развернуть в это же русло.
И действительно, мало кто в старых странах-членах Европейского Союза разделяет беспокойство новичков. Встретившись с президентом Владимиром Путиным на саммите с лидерами Германии и Испании, состоявшемся 18 марта, президент Франции Жак Ширак сказал, что 'ключи от мира, демократии и порядка. . . на нашем континенте' находятся в руках России.
Однако, к глубокому облегчению прибалтов и поляков, им на помощь идет Америка - и в фигуральном, и в буквальном смыслах этого слова. Им очень понравилось, как Буш на февральской встрече с Владимиром Путиным в Братиславе высказал России критику за отход от демократических принципов. Его летучие визиты в Латвию и Грузию отлично повлияют на их моральное состояние.
Особенно в поддержке нуждается Грузия. Стабильность в этой стране находится под постоянной угрозой, а правительства европейских стран, хоть и аплодировали 'революции роз', на практике мало чем ей помогли. В Прибалтике дела получше, но там правительства откровенно слабы - в частности, на прошлой неделе еще одно свое правительство потеряла Эстония, - и в них к тому же не хватает стратегического мышления. И Латвии, и Эстонии требуется лишь небольшой толчок к тому, чтобы дать право голосовать русскоязычным меньшинствам, оставшимся на их территории после советской оккупации. Именно тянущаяся уже многие годы (хотя и не без их собственного участия) неопределенность статуса этих меньшинств позволяет России играть роль лучшего их защитника от угнетения. И президент Америки - пожалуй, единственный, кто может поставить в Риге этот вопрос в порядке дружеского предложения, а не политической критики.