После 'революции роз' в Грузии в 2003 году, 'оранжевой революции' на Украине в 2004-м и 'революции тюльпанов', случившейся в Кыргызстане в марте, на то, какая из бывших советских республик падет следующей, можно уже делать ставки. Многие иностранные эксперты уже устремили взоры на Казахстан - крупное государство к северу от Кыргызстана. В Казахстане такая же культура, такой же этнический состав, такое же авторитарное правительство, обслуживающее преимущественно интересы первой семьи страны, и такой же высокий уровень коррупции.
В то же время неожиданный поворот событий в Кыргызстане, случившийся две недели назад - тысячи демонстрантов, протестующих против сомнительных результатов парламентских выборов, заставили президента Аскара Акаева покинуть страну - стал руководством к действию не только для оппозиционных движений Казахстана, но и для его правителя.
Источники, некогда занимавшие высокие должности близко к Акаеву, рассказывают, что президент, 4 апреля в посольстве своей страны в Москве подписавший официальное заявление об уходе в отставку, в последние несколько лет определенно потерял связь с реальностью и искренне верил своим приближенным, когда те докладывали ему, что в нищей стране все хорошо. Чего никак нельзя сказать о президенте Казахстана Нурсултане Назарбаеве, который нередко, проявляя недюжинную политическую прозорливость, успешно переигрывал все увеличивающееся число своих противников. Свои позиции он усилил, в частности, закрыв неугодные ему политические партии (например, в январе была прекращена деятельность партии 'Демократический выбор Казахстана'), а также выведя из игры газеты путем наложения на них огромных штрафов за сомнительные правонарушения.
Взять под контроль вышедшее из берегов протестное течение в Кыргызстане будет непросто, но отнюдь не невозможно. В сентябре 2004 года в Казахстане также прошли парламентские выборы, которые Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе посчитала - как обычно - несвободными и несправедливыми. Тогда до беспорядков на Украине и в Кыргызстане оставалось всего несколько месяцев, и оппозиция в Казахстане, состоявшая из трех различных партий, которым в общей сложности удалось занять лишь одно место в парламенте, оказалась слишком робкой и разобщенной, чтобы организовать сколько-нибудь значимые акции протеста.
Однако в прошлом месяце оппозиция все-таки объединилась и сформировала предвыборный блок 'За справедливый Казахстан', главными пунктами предвыборной программы которого стали борьба с коррупцией и конституционная реформа в стране с переходом к парламентской республике. На заседании в середине марта оппозиция объявила о том, что в этом или в следующем году выдвинет единого кандидата на следующие президентские выборы. Этим кандидатом станет Жармахан Туякбай, бывший спикер парламента.
В этом альянсе участвуют тридцать пять человек, самые влиятельные фигуры оппозиции. Среди них бывший премьер-министр и несколько бывших министров. Однако им еще придется доказать, что их действительно поддерживает народ.
Тем временем у Назарбаева вакцина против 'революционной заразы' уже готова - по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Казахстан - страна с огромными запасами нефти, и его экономика развивается весьма быстрыми темпами. В обращении к форуму казахстанских предпринимателей в столице страны Астане президент подчеркнул, что причинами беспорядков у соседей стали социально-экономические проблемы и слабое правительство. После этого бизнесмены озвучили свою глубокую благодарность президенту за то, что он обеспечил стабильную и безопасную среду, в которой бизнес действительно может развиваться.
Кроме того - и это уже не так приятно, - многие полагают, что из поражения, постигшего его киргизского коллегу, президент Казахстана вынес еще один важный урок: 'сильное правительство' - это такое правительство, которое в случае чего не постесняется применить силу для разгона демонстраций. Правда это или нет - не известно, но в любом случае такие разговоры могут служить прекрасным антиреволюционным средством.