Утро 27 апреля. Школьники из близлежащего железнодорожного училища в форменных мундирчиках устроили настоящую потасовку из-за маек с надписью 'Отпустите Ходорковского домой!' - их бесплатно раздавали всем желающим сторонники опального магната перед зданием Мещанского суда в Москве. На другой стороне улицы продолжался митинг активистов либеральных организаций, для которых Михаил Ходорковский, как это ни парадоксально, стал символом инакомыслия. Однако, как сообщалось в коротком объявлении, приклеенном скотчем к дверям суда, вынесение приговора на процессе Ходорковского, длящемся уже 10 месяцев - он стал кульминацией вендетты Владимира Путина против его заклятого врага, богатейшего человека России - отложено.
Почему? На этот счет существует не меньше гипотез, чем по поводу самого ареста Ходорковского на взлетной полосе сибирского аэропорта в октябре 2003 г. Маловероятно, чтобы бывший босс 'ЮКОСа' - некогда ведущей нефтяной компании в стране - сумел в последнюю минуту заключить 'полюбовную' сделку с властями. (Именно с властями: все наблюдатели сходятся во мнении, что суд в данном случае - просто послушное орудие Кремля). У Ходорковского и Платона Лебедева, который делит с ним скамью подсудимым, просто не осталось инструментов для торга: 'Юганскнефтегаз' - главный добывающий филиал 'ЮКОСа', уже ренационализирован в ходе параллельного процесса против самой компании, обвиняемой в неуплате налогов. Мало того, российская юстиция уже 'ходит кругами' вокруг оставшихся у фирмы активов, что позволяет предположить - их ждет та же судьба.
С точки зрения подсудимых, самый оптимистический вариант заключается в том, что после путинских заявлений в выступлении перед Федеральным собранием 25 апреля - он, в частности, говорил о независимости судебной власти и велел налоговикам прекратить 'терроризировать' бизнес - принято решение оправдать их хотя бы по некоторым из длинного ряда обвинений: в этом списке - мошенничество, хищения, уклонение от налогов и создание преступной организации. Возможно и другое: приговор, как и ожидалось, будет жестким, но власти сочли, что его не стоит выносить сразу после путинской речи.
Или, может быть, одна из трех судей заболела? Нельзя даже исключать, что немудрящее официальное объяснение - судьи просто не успели написать приговор - соответствует истине. Однако самая популярная гипотеза звучит так: г-н Путин решил отложить вынесение приговора, пока не пройдут торжества по случаю Победы 9 мая - иначе высокопоставленные иностранные гости, приглашенные в Москву, могут задать ему пару неприятных вопросов. (В качестве новой даты названо 16 мая). Гарри Каспаров - чемпион мира по шахматам, 'переквалифицировавшийся' в политика - высказал собственную версию: Путин хотел избежать неловких моментов в ходе визита в Израиль. Отношения с этой страной, куда перебрался Леонид Невзлин - другой помощник Ходорковского, бежавший из России - и без того обострены из-за того, что г-н Путин санкционировал продажу российского оружия Сирии.
Но если причины заключаются именно в этом, зачем вообще было назначать вынесение приговора на 27 апреля? О том, что 9 мая в Москве соберется весь 'бомонд', известно уже много месяцев. Казалось, что вынесение приговора до торжеств обусловлено смелым решением Кремля встретить зарубежную критику - 'вмешательство во внутренние дела' - с открытым забралом. Родственники и адвокаты подсудимых, собравшиеся у здания суда, терялись в догадках.
Впрочем, именно такой поворот можно считать вполне ожидаемым завершением этого абсолютно сюрреалистического дела. Вспомним некоторые детали: сам процесс проходил в крохотном зале, господа Ходорковский и Лебедев были помещены в железную клетку, а судьи то и дело зевали, окидывая пространство отсутствующим взглядом. Столь же гротескно выглядела и продажа 'Юганскнефтегаза': в ходе подтасованного аукциона его за 4,9 миллиарда долларов приобрела никому не известная фирма, зарегистрированная в провинциальном городке по адресу, где на самом деле находится продовольственный магазин. Весь этот фарс продемонстрировал не только авторитарный характер путинского режима, но и другое, не менее тревожное явление - неразбериху и некомпетентность.