Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Историческая память и исторические манипуляции

В России существует сложное отношение к самому ужасному и славному периоду ее истории

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Проблема России, утверждается в одном из исследований о постсоветском периоде ее истории, связана с провалами в памяти. Почему, спрашивают западные наблюдатели (да и некоторые россияне), в Москве не увидишь мемориалов и музеев, посвященных жертвам репрессий, ГУЛАГа и голода? Почему власти, в отличие от правительств Германии или ЮАР, не спешат со словами покаяния? Однако на этой неделе в России повсюду - от юбилейных плакатов ко дню Победы до телепередач - преобладают совершенно иные аспекты исторической памяти

Проблема России, утверждается в одном из исследований о постсоветском периоде ее истории, связана с провалами в памяти. Почему, спрашивают западные наблюдатели (да и некоторые россияне), в Москве не увидишь мемориалов и музеев, посвященных жертвам репрессий, ГУЛАГа и голода? Почему власти, в отличие от правительств Германии или ЮАР, не спешат со словами покаяния? Однако на этой неделе в России повсюду - от юбилейных плакатов ко дню Победы до телепередач - преобладают совершенно иные аспекты исторической памяти.

Западные представления об истории второй мировой войны вызывают у многих россиян обиду и возмущение - и не без оснований. В годы войны СССР был союзником Запада и вызывал всеобщее восхищение, но сегодня - после десятилетий Холодной войны - мало кто из британцев и американцев знает, что в эти годы СССР потерял 27 миллионов человек - больше, чем все другие союзные страны вместе взятые? Многим ли на Западе известно, что три четверти людских потерь германская армия понесла на Восточном фронте? Почти у каждого россиянина на войне погиб кто-то из родственников. Из уважения к их памяти новобрачные и сегодня фотографируются на Поклонной горе, где расположен главный музей второй мировой войны. Чуть ли не каждый может рассказать какую-то историю, связанную с войной. Пожилой врач Василий вспоминает услышанный когда-то рассказ: во время Сталинградской битвы солдаты, чтобы согреться и не промокнуть, ложились спать вповалку - друг на друга. На вопрос об отношении к иным версиям истории второй мировой войны генерал-полковник Анатолий Мазуркевич реагирует резко: 'Даже обсуждать это - безнравственно'.

Тем не менее, особое отношение россиян к войне связано не только с огромными жертвами, которые понес СССР. Оно стало и реакцией на тяжелейшие испытания и унижения, которые перенес российский народ в послевоенные годы. Андрей Зорин, российский историк, работающий в Оксфордском университете, объясняет: День Победы 9 мая, который в этом году в Москве вместе с Владимиром Путиным будут отмечать Джордж Буш, Герхард Шредер, Жак Ширак и лидеры ряда других стран - единственный государственный праздник, не вызывающий возражений ни у кого из россиян.

Прежние, коммунистические праздники отменены, а новые - пока не укоренились. Более того, в восприятии многих россиян победа над Гитлером - последнее (а возможно и единственное) однозначно благое дело, которое можно поставить в заслугу их стране. Постулаты коммунизма дискредитированы, а его крушение ассоциируется с нищетой, разгулом преступности и ростом смертности. Многие россияне наверняка согласятся с мнением г-на Путина, назвавшего на прошлой неделе распад СССР крупнейшей геополитической катастрофой 20 столетия.

Именно поэтому помпезные и пышные торжества, организуемые Кремлем, рассчитаны в первую очередь на внутреннюю аудиторию - разочарованных россиян. Этим же, вероятно, отчасти объясняется нежелание российских властей признать злодеяния совершенные Советским Союзом накануне и во время войны - например, убийство польских офицеров в Катыни в 1940 г., зверства, совершавшиеся советскими солдатами в ходе наступления на Берлин, или Пакт Риббентропа-Молотова - соглашение о разделе Европы - заключенный в 1939 г. (Что касается Пакта, то, как утверждает внук Молотова, политолог Вячеслав Никонов, он в любом случае был автоматически аннулирован нападением Гитлера на СССР в 1941 г.). Это нежелание возмущает многих европейцев, а лидеры двух прибалтийских государств по этой причине даже отказались принять участие в будущих торжествах. Тем не менее отчасти оно вызвано потребностью сегодняшней, ослабленной России, в неких однозначно положительных ориентирах.

Но только отчасти. Существует и другое, куда менее сочувственное и более тревожное объяснение ностальгии россиян по Великой Отечественной войне - они ведут отсчет конфликта с 1941 г. и считают, что победили нацистов практически в одиночку. (Россияне до сих пор возмущаются поведением союзников, и тем, как преподносят тогдашние события на Западе. Встречаясь с иностранцами, даже относительно молодые россияне, родившиеся через много лет после окончания войны, часто спрашивают, почему Черчилль и Рузвельт тянули с открытием 'второго фронта' до 1944 г.). Россияне чтят праздник Победы не только потому, что это было торжество справедливого дела, но и потому, что победа обеспечила СССР статус великой державы, утрату которого, по словам социолога Алексея Левинсона, многие в стране ощущают как 'фантомную боль' после ампутации конечности. Именно этой болью вызвана намеренная, по мнению западных наблюдателей, 'забывчивость' россиян, когда речь идет о сталинских преступлениях.

Гуляя по Александровскому саду у кремлевской стены, вы увидите выбитые в камне названия советских городов, ставших ареной героических сражений в годы войны: Киев, Ленинград, Севастополь, Сталинград. Последний в 1961 г. был переименован в Волгоград, и название, которое город носил во время войны, появилось на мемориале лишь в прошлом году. Если говорить об отношении к Сталину в России, то удивляют здесь не только гротескные факты, вроде эксцентричной инициативы властей одного небольшого городка, призвавших к его политической реабилитации, или решений об установки памятников в его честь в паре других городов. Недоумение вызывает другое: по данным социологических опросов значительный процент населения по прежнему положительно относится к человеку, уморившему голодом и холодом или расстрелявшему миллионы соотечественников. Особым уважением Сталин пользуется среди пожилых, бедных и малообразованных людей, а также коммунистов, которые дважды в год - в день рождения и смерти - возлагают цветы к его бюсту на Красной площади.

Даже многие из тех, кто критикует Сталина, делают это с оговорками, особенно когда речь заходит о его катастрофических ошибках и ужасных преступлениях накануне и в годы войны: бессмысленных репрессиях в армии, пренебрежении к жизни собственных солдат, приводившем к чудовищным потерям, расстрелам десятков тысяч советских воинов, репрессиям против освобожденных военнопленных. Не забудем и о поголовной депортации чеченцев и других кавказских народов, последствия которой до сих пор сказываются в России (усиление мер безопасности в Москве в ближайшие дни связано с опасениями относительно возможных терактов 9 мая). Владимир, ветеран войны - на фронте у него погиб отец и двое братьев - утверждает: не будь Сталина, Россия не выиграла бы войну. Такое мнение бытует даже среди молодежи. Так, молодой адвокат Дмитрий - внешне трудно отличить от жителя Запада - считает, что если бы во главе страны стоял кто-то вроде Михаила Горбачева или Бориса Ельцина, Россия, возможно, не сумела бы одолеть врага.

Отчаявшиеся российские либералы любят сравнивать Путина со Сталиным, говоря о его гэбэшных замашках и шагах по подрыву независимости СМИ, судов и парламента. При всех недостатках г-на Путина, подобное сравнение, конечно, абсурдно. Однако он выражает и апеллирует к умонастроениям россиян, истосковавшихся по величию, которое Сталин, воспринимаемый скорее как 'царь', вроде Ивана Грозного, обеспечивал стране.

Россияне, объясняет социолог г-н Левинсон, способны испытывать к Сталину отвращение и почтение одновременно, подобно тому, как они проявляют уничижительное отношение к собственной стране, и в то же время страстно ею гордятся. Это, отмечает г-н Левинсон, представляет собой 'две неразделимые половинки сознания сегодняшних россиян'. Однако, пока они не разберутся с противоречиями в отношении к собственным правителям и месту, которое их страна должна занимать в современном мире, россияне, возможно, обречены, если не на нового Сталина, то уж точно на новых Путиных.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Хотите историю? - Пожалуйста, но только одну! ("Die Zeit", Германия)

В России Путина история - это политика ("The Financial Times", Великобритания)

История по Путину ("United Press International", США)

Наша Великая Отечественная, или Как в путинской России детей учат истории ("France-Presse", Франция)

Россия - недостающее звено в британской мифологии Победы ("The Times", Великобритания)

Где русские были преступниками ("Die Zeit", Германия)