Торжества в Москве на следующей неделе - в них примут участие более 50 глав государств и правительств - имеют особое значение, даже при том, что нынешний год весьма насыщен юбилейными датами. Президент России Владимир Путин организует на Красной площади грандиозный парад по случаю Дня Победы, чтобы достойно отметить шестидесятую годовщину разгрома нацистской Германии в мае 1945 г. Как и 60 лет назад, это будет настоящий, искренний праздник. Однако некоторые из гостей, приглашенных г-ном Путиным, испытают в этот день смешанные чувства.
Никто не должен приуменьшать жертвы, принесенные Советским Союзом ради победы в Великой Отечественной войне (такое название принято в России). В ходе конфликта СССР потерял 27 миллионов человек - больше, чем все остальные союзные страны, вместе взятые. Тем не менее предстоящий юбилей будет иметь привкус горечи. Для народов Центральной и Восточной Европы май 1945 г. означал освобождение от смертоносных гитлеровских пут, но очень скоро, когда Сталин разделил Европу 'железным занавесом', оно сменилось полувековым 'заточением' в составе диктаторской коммунистической империи. Восемь стран из числа порабощенных Советским Союзом после войны предпочли бы отпраздновать первую годовщину своего вступления в Европейский союз, а не фальшивое освобождение в 1945 г. Для них вступление в ЕС стало логической кульминацией событий, связанных с крушением 'железного занавеса' в 1989 г. В результате главы двух прибалтийских государств вообще отказались приехать в Москву и присутствовать на параде 9 мая.
Нет ничего удивительного, что последствия такого катаклизма, как вторая мировая война, повсеместно ощущаются и сегодня. Но народы большинства европейских стран, по крайней мере, сумели примириться с собственной недавней историей, а во многом и преодолеть ее - именно это и стремится доказать Европейский союз самим своим существованием. Германия полностью признала прегрешения, совершенные в прошлом: так, на следующей неделе в Берлине откроется музей Холокоста. Даже Япония, не проявляющая особой торопливости с признанием своей вины, неоднократно приносила извинения за то, что совершала в годы войны. Исключением из этого правила остается страна, где и состоятся предстоящие торжества - Россия. При этом ее неспособность сказать правду о темных страницах собственного прошлого является лишь частью более широкого явления, позволяющего объяснить, почему постсоветская Россия остается такой 'колючей' и все еще причиняет беспокойство другим.
Г-н Путин называет себя демократом. Однако недавно он заявил, что распад СССР представлял собой крупнейшую геополитическую катастрофу 20 столетия. Кроме того, он пытался оправдать нацистско-советский пакт 1939 г., результатом которого стала аннексия Прибалтики и раздел Польши. В том, что многие страны возвеличивают историю собственного участия в войне (вспомним хотя бы об ура-патриотической желтой прессе в Британии), нет ничего нового, и пожалуй, это вполне простительно. Однако в памяти очень многих россиян оправданная гордость за победу над Гитлером смешивается с необоснованной ностальгией по временам 'величия' (и террора) - эпохе сталинской диктатуры. Одно дело признавать, что жизненный уровень многих простых россиян после крушения СССР снизился. Но совсем другое - проклинать свободу и демократию, обретенную странами Восточной Европы и многими (хотя, конечно, не всеми) республиками бывшего СССР, и выступать, пусть косвенно, за то, чтобы время повернулось вспять.
На деле крушение 'железного занавеса' и роспуск СССР произошли на удивление мирно, если учитывать бурную российскую историю. Москва ворчала, когда ее бывшие вассалы вступали сначала в НАТО, а потом и в ЕС, но не предпринимала активных попыток им помешать. Не удалось г-ну Путину и остановить волну 'демократических революций', захлестнувшую в последние два года сначала Грузию, затем Украину, и, совсем недавно, Кыргызстан. Однако российское политическое и военное вмешательство в дела ряда соседних стран, некогда входивших в состав СССР, не прекратилось и сегодня. Москва до сих пор не подписала договоры о границе с двумя из трех прибалтийских государств. Соседним странам путинская Россия по-прежнему кажется опасной - даже если в глазах Запада в целом эта ослабленная страна представляет куда меньшую угрозу, чем СССР в годы Холодной войны.
Как жить рядом с пробудившимся медведем?
Неспособность России полностью признать события прошлого связана не только с 'постимперским синдромом' в отношении 'ближнего зарубежья'. Это и неотъемлемый элемент путинского отката от либеральной демократии к авторитаризму. Придя к власти, он начал затыкать рот независимым СМИ, подтасовывать выборы и подавлять любую оппозицию. Может показаться, что эта проблема касается только самих россиян, но происходящее беспокоит и соседние страны, немало настрадавшиеся от настойчивого 'внимания' России.
Встревожены и иностранные инвесторы. 'Атака' государства против нефтяной компании 'ЮКОС' и ее бывшего главы Михаила Ходорковского - вынесение приговора по его делу на прошлой неделе был весьма кстати отложено, чтобы избежать неловкости на торжествах, организуемых г-ном Путиным - с убийственной ясностью продемонстрировала полное отсутствие в России независимого правосудия и произвол властей в отношениях с бизнесом. У стран Западной Европы, все больше зависящих от российских поставок энергоносителей, это также должно вызывать серьезнейшую озабоченность.
Собравшись на Красной площади 9 мая, западные лидеры не должны забывать об этом. В последние годы г-н Путин - как и многие прежние лидеры России, в том числе Сталин - мастерски умеет стравливать западные правительства между собой. По мере того, как Америка сворачивает свое присутствие в Европе ради решения задач на Ближнем Востоке и в Азии, главы государств континента - например германский канцлер Герхард Шредер и президент Франции Жак Ширак - чересчур рьяно стремятся наладить сотрудничество с г-ном Путиным, укрепить торговые связи с Россией, приглушить любую критику в отношении его приверженности демократии, и преуменьшить обоснованность опасений, выражаемых странами российского 'ближнего зарубежья'.
Подобная боязнь обидеть Путина является ошибкой. У России, несомненно, есть гордость, и некоторые вещи она воспринимает особенно болезненно. Однако страны Запада окажут услугу самим себе и российскому народу, если будут твердо и в один голос высказывать свою позицию по вопросам, связанным с правами человека, демократией, законностью и жестокой войной в Чечне. Они должны призывать г-на Путина преодолеть 'диктат прошлого', нормализовав ситуацию в отношении границ с прибалтийскими странами, вновь открыть архивы, где хранятся документы, раскрывающие ужасную правду о коммунистической тирании, и отказаться от атавистических мечтаний о возрождении империи. Только тогда, в какой-нибудь следующий юбилей Победы, можно будет сказать, что Европа наконец обрела единство и свободу.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Россия: Историческая память и манипуляции ("The Economist", Великобритания)