Калининград, 12 мая 2005 года. Несмотря на все эти бурные ссоры из-за поведения Советского Союза в период после второй мировой войны, особенно в Прибалтике, Россия и Европейский союз (ЕС) сумели обменяться рукопожатием после заключения соглашения на своем саммите в Москве на этой неделе. Но для того чтобы увидеть, превратится ли словесная дипломатия в реальное сотрудничество, давайте рассмотрим Калининград, изолированный эксклав России на Балтийском море.
Из общей численности населения этого эксклава, составляющей 950000 человек, чуть менее половины проживают в городе Калининград, который в Восточной Пруссии именовался Кенигсбергом, пока Сталин 60 лет назад не аннексировал его. С прошлого года эти люди находятся в окружении ЕС, представленного Польшей и Литвой. Но то, что могло бы послужить витриной сотрудничества, нередко вызывает вражду, не будучи продуктивным. Вопрос транзита через территорию Литвы людей и грузов теоретически был решен в прошлом году. Но России по-прежнему высказывает недовольство. ЕС парирует российские претензии, заявляя, что русские искусственно вносят мелочи в политические споры, используя бедных калининградцев для оказания давления в других вопросах.
Главной целью России, по-видимому, является желание удержаться в Калининграде. Те районы Кенигсберга, которые не были разбомблены в войну, по большей части были разрушены россиянами, а остававшиеся там немцы были депортированы. Если не считать восстановленного кафедрального собора, от старого города осталось очень мало. Почти никто не оспаривает права России на этот город и ровный понижающийся участок земли вокруг него. Но россиянам нравится утверждать свое право собственности. Торжества по случаю 750-летия города в июле подчеркнут слабое историческое влияние России [Иммануэль Кант (Immanuel Kant), самый известный сын Калининграда, также будет чествоваться, возможно, потому, что он жил в кратковременный период российского правления].
На данный момент Калининград в безопасности. Подобные эксклавы могут быть более привязанными к своей большой родине, чем ответно любимыми ею: вспомните о лояльных протестантах Ольстера. Даже если калининградцы и ездят в страны ЕС чаще, чем жители Москвы или Санкт-Петербурга, большинство из них говорят тем, кто проводит социологические опросы, что ощущают себя россиянами. Эти чувства, возможно, подвергнутся испытанию, когда они увидят, как живут их соседи в ЕС. Как и в остальной России, только еще больше (по причине контрабанды) экономику Калининграда трудно измерить. Но даже если она и работает неплохо в сравнении со средними показателями российской экономики, литовцы и поляки добиваются гораздо лучших экономических результатов.
Федеральное и региональное правительства испробовали самые разные уловки, например, беспошлинный импорт и льготное налогообложение, чтобы сократить этот разрыв. Самый последний план предусматривает скидку крупным инвесторам по налогу на прибыль и налогу на имущество. В этом регионе имеются довольно большой автосборочный завод, рыбные промыслы и самые крупные в мире запасы янтаря. Там базируется также устаревший Балтийский флот России (в советские годы это был закрытый военный форпост).
К сожалению, говорит консультант Георгий Духанов, новая схема является примером ошибочного гигантизма в советском стиле. Отмечая, что в этом регионе налоговый пресс низок в сравнении с соседями, г-н Духанов говорит, что в действительности нужно больше поддержки малому бизнесу. Земля и энергетические резервы в дефиците, тогда как возможностей для коррупции предостаточно. Что больше всего нужно Калининграду, так это более тесная интеграция со странами Балтии. Есть идея сделать этот эксклав своего рода "заморской территорией". Местный бизнесмен Сергей Пасько видит этот эксклав как автономную республику в составе Российской Федерации и как ассоциированного члена ЕС. Но, как и остальная Россия, Калининград утратит местную власть, когда в соответствии с принятым в прошлом году законом г-н Путин назначит своего губернатора.
ЕС тревожит то, что пока еще не согласованная договоренность с Калининградом о безвизовых поездках его жителей в страны ЕС будет использоваться жителями других регионов России. Состоявшийся на этой неделе саммит четко определил, что безвизовый режим въезда на территорию ЕС для всех россиян остается делом далекого будущего. Вполне возможно, что Кремль хотел бы, чтобы Калининград не слишком сильно отличался от своих соседей, но он также желает, чтобы он не слишком сильно отличался от других регионов России. Есть опасения, что, если один выскользнет из орбиты Москвы, его примеру могут последовать другие.
Проблемы Москвы с Калининградом в определенной мере специфичны для местной географии. Но в них также заложены трудности удержания вместе огромной страны с федеральным устройством, многие составные части которой больше удалены от центра в этническом, культурном и даже физическом отношении, чем Калининград. Как и повсюду, невротические попытки Кремля контролировать российские регионы могут, в конечном итоге, дать эффект, противоположный тому, который был задуман.