Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Политика нефти

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Произошедший вчера официальный пуск нефтепровода между Каспием и Средиземным морем длиной 1100 миль был настолько же стратегическим событием, насколько и коммерческим. Маршрут трубопровода проходит от Баку до турецкого Джейхана через Тбилиси, минуя Россию и тем самым подчеркивая независимость Азербайджана и Грузии от их бывшего хозяина. Вряд ли стоит удивляться тому, что Вашингтон, который усилил связи с бывшими советскими республиками, одобрив демократические революции в Грузии и на Украине и заключив базовые соглашения с Кыргызстаном и Узбекистаном, должен был оказать проекту серьезную поддержку

Произошедший вчера официальный пуск нефтепровода между Каспием и Средиземным морем длиной 1100 миль был настолько же стратегическим событием, насколько и коммерческим. Маршрут трубопровода проходит от Баку до турецкого Джейхана через Тбилиси, минуя Россию и тем самым подчеркивая независимость Азербайджана и Грузии от их бывшего хозяина.

Вряд ли стоит удивляться тому, что Вашингтон, который усилил связи с бывшими советскими республиками, одобрив демократические революции в Грузии и на Украине и заключив базовые соглашения с Кыргызстаном и Узбекистаном, должен был оказать проекту серьезную поддержку. Ведь трубопровод означает дальнейшее ослабление влияния Москвы на 'Ближнее зарубежье'.

Для British Petroleum, крупнейшего инвестора в трубопровод и месторождение, которое он будет обслуживать, проект Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) - это первый из пяти новых крупных центров прибыли, вступающих в строй. Все они расположены за пределами Ближнего Востока - это также газовые месторождения в Индонезии и Тринидаде и нефтяные в Анголе и Мексиканском заливе. Разбросанные по всему миру инвестиции компании свидетельствуют о том, как Запад стремится найти энергетические ресурсы вне беспокойных вод Персидского залива.

Однако БТД не был бы построен из одних только стратегических соображений. Коммерческая ценность у него тоже есть. В настоящее время емкость трубопроводов, идущих от Каспийского моря до черноморских терминалов в Супсе (Грузия) и Новороссийске (Россия) составляет 115 тыс. и 160 тыс. баррелей в день соответственно. К 2008-2009 пропускная способность БТД должна достичь 1 млн. баррелей в день, а транспортировать он будет нефть с трех морских месторождений на Каспии. Кроме того, в зависимости от исхода переговоров между грузинским и казахским правительствами, его емкость может быть увеличена на 80%, чтобы также транспортировать нефть из Казахстана.

Этот инженерный подвиг приблизил Центральную Азию к Европе и, минуя Босфор, снял угрозу слишком интенсивного движения танкеров в забитом заливе. Неудивительно, что пуск трубопровода в Баку, при котором присутствовали президенты четырех стран региона, министр энергетики США Сэмюэль Бодман (Samuel Bodman) и глава ВР лорд Браун (Lord Browne), стал знаменательным событием.