Почти на всем протяжении 18-го века о руководителях могущественной Ост-Индской компании говорили, что они являются также фактическими правителями на больших территориях индийского субконтинента. В наши дни, пожалуй, единственной иностранной организацией, имеющей такое же мощное право голоса в делах стран, где она размещена, является армия США. Однако, по словам некоторых наблюдателей из Баку, компания 'British Petroleum' обладает почти таким же статусом в Азербайджане, кавказском нефтегосударстве, расположенном на западном побережье Каспийского моря.
В мире мало стран, так сильно зависящих от одной единственной отрасли промышленности, как Азербайджан зависит от нефтедобычи. На долю нефтепродуктов приходится более 80 процентов азербайджанского экспорта. 'British Petroleum' является крупнейшим игроком в столице Азербайджана Баку. Компании принадлежит крупнейших пакет акций (34%) в нефтяном проекте 'Азери-Чираг-Гунашли' (АЧГ). Эту сделку в момент ее заключения в 1994 году назвали 'контрактом столетия'. Благодаря ей Баку вновь превратился в крупнейших город нефтяников после периода упадка, когда советская власть сосредоточила внимание на сибирских энергоресурсах. 'British Petroleum', оборот которой в прошлом году в 30 раз превысил ВВП Азербайджана, является также крупнейшим акционером нового трубопровода, официально открытого в прошлом месяце. По этому трубопроводу каспийская нефть из Баку через Тбилиси будет доставляться в турецкий морской порт Джейхан на Черном море. Получивший название этих городов трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан и нефтяные месторождения Азербайджана, по мнению некоторых людей, сделали местного босса 'British Petroleum' Дэвида Вудворда вторым по степени влиятельности человеком в стране после Ильхама Алиева, унаследовавшего президентский пост от отца в ходе выборов 2003 года, результаты которых подвергаются сомнению. Другие люди ставят Вудворда на третье место после американского посла.
По словам Вудворда, запасы нефти вблизи азербайджанского побережья Каспия - это 'мечта любого нефтяника'. Море здесь относительно неглубокое, а условия для бурения хорошие. Проблема состояла в том, как доставить эту нефть на рынок. Америка мощно пролоббировала проект трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, поскольку его маршрут не проходит по территории Ирана и России, а его создание поможет снизить глобальную зависимость от ближневосточных поставок. Тот толчок, который трубопровод дает Азербайджану, и в меньшей степени Грузии, поможет пополнить находящиеся в плачевном состоянии бюджеты двух бывших советских республик. Другим выгодоприобретателем от проекта является Турция, которая выступает против прохода дополнительных танкеров по Босфорскому проливу, и без того задыхающемуся от нагрузки. Именно по этому маршруту нефть из Баку, поступающая через существующий трубопровод, перевозится в настоящее время.
На нестабильном Кавказе завершение строительства трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан является триумфом, несмотря на десятилетие споров и пререканий. По словам Вудворда, каждый раз, когда менялось правительство одной из стран-участниц проекта, приходящий ему на смену кабинет приходилось учить заново. Сам маршрут трубопровода является символом изменчивой политики в регионе: по всей его длине в 1770 километров он изгибается к северу, идя через Грузию в обход Армении, с которой Азербайджан воевал в 90-е годы.
Есть надежда, что по мере того, как нефть будет идти в юго-западном направлении, навстречу ей в регион придут стабильность и доходы. Но существует и большой риск. Армения по-прежнему оккупирует часть Азербайджана, в Грузии существуют сепаратистские анклавы, а в Турции действуют беспокойные курды. Вудворд говорит о том, что террористам легче наносить удары по другим целям, нежели по трубопроводу, который проходит на глубине минимум 1 метр под землей и который будет охраняться конными патрулями. По словам Вудворда, опасность от землетрясения сведена к минимуму, поскольку трубопровод проложен в обход зон тектонического нарушения.
Для ввода трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан в эксплуатацию потребуется до шести месяцев. Первая партия нефти уйдет из Джейхана не раньше четвертого квартала этого года. К 2008 году по нему будет перекачиваться 1 миллион баррелей нефти в день, или 1,3 процента мирового объема поставок. Однако он вряд ли сможет поставлять те объемы нефти, на которые первоначально надеялось руководство 'British Petroleum'. Вудворд утверждает, что 'контракт века' все равно остается хорошей сделкой, и что в условиях, когда разведанные и пригодные для эксплуатации запасы нефти на месторождении Азери-Чираг-Гунашли составляют 5,4 миллиарда баррелей, трубопровод с лихвой окупит затраты на его строительство, составившие 4 миллиарда долларов. (Со следующего года по параллельной ветке пойдет природный газ, добываемый другим консорциумом, возглавляемым 'British Petroleum'.) Однако надеждам на обнаружение еще одного гигантского нефтяного месторождения в азербайджанской зоне Каспия до настоящего времени не суждено было сбыться. Разговоры о том, что Азербайджан станет новым Кувейтом, затихли. Консорциум 'Баку-Тбилиси-Джейхан' сейчас надеется, что через новый трубопровод пойдет часть нефти с казахстанских месторождений на другой стороне Каспия или, может быть, российская нефть, несмотря на недовольство Кремля данным проектом.
Когда нефть закончится
Это хорошая сделка для 'British Petroleum', это полезный, хотя и небольшой вклад в глобальный нефтяной поток. Но хороша ли эта сделка для Азербайджана? Люди, скептически относящиеся к истинным мотивам нефтяного гиганта, полагают, что единственной политической целью 'British Petroleum' в Азербайджане является стабильность. Такая цель смотрится довольно некрасиво на фоне определенных жестких действий президента Алиева. Например, накануне церемонии открытия трубопровода власти жестоко разогнали демонстрацию протеста. Те бакинцы, которые ожидали, что 'British Petroleum' вместе со своим буровым оборудованием привезет в Азербайджан демократию, почувствовали разочарование. Однако Вудворд заявляет, что для обеспечения постоянного присутствия 'British Petroleum' в Азербайджане население должно получить пользу от нефтяных прибылей страны, причем получить быстро. По мнению Вудворда, работавшего в Норвегии и на Аляске, в Азербайджане 'British Petroleum', с большой предусмотрительностью преследующая свои интересы, попала на 'неизвестную территорию'.
Главнейшая задача в стране, которая считается одной из самых коррумпированных в мире, состоит в том, чтобы доходы Азербайджана от продажи нефти пошли на преобразование экономики страны (а не на финансирование еще одной войны с Арменией). В стране высок уровень безработицы, за исключением нефтедобывающей отрасли; и даже те, кто имеет работу, живут в бедности. 'Голландская болезнь', при которой валютный курс, испытывающий воздействие нефтяных доходов, наносит удар по другим видам экспорта, здесь уже началась. Есть, как говорит Вудворд, и обнадеживающие признаки. Дипломаты в Баку свидетельствуют, что государственный нефтяной фонд, являющийся главным получателем доходов от продажи нефти, является самым прозрачным учреждением в стране. Правительство Алиева подписалось под 'Инициативой прозрачности добывающих отраслей' - разработанной при поддержке Великобритании схемой, которая предназначена для оказания помощи богатым полезными ископаемыми странам в борьбе с коррупцией. 'British Petroleum' и международные финансовые институты также оказывают свою помощь. Но конечно, в будущем наступит день, когда нефть и газ в стране закончатся. Тогда 'British Petroleum' и ее партнеры соберут свои вещи и уедут. Оставят ли они после себя процветающую страну, или это будет страна разброда и шатания? Это может решить лишь президент Алиев.