Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Советские войска, оставшиеся в Афганистане

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Спустя шестнадцать лет после того, как последний танк Красной Армии покинул Афганистан, три привидения десятилетней советской оккупации по-прежнему прячутся в горах на севере страны. Они живут, как и местное население, но кожа у них бледная, и, собираясь вместе, они говорят по-русски.

Спустя шестнадцать лет после того, как последний танк Красной Армии покинул Афганистан, три привидения десятилетней советской оккупации по-прежнему прячутся в горах на севере страны.

Они живут, как и местное население, но кожа у них бледная, и, собираясь вместе, они говорят по-русски.

До 1981 года Назратулла был советским офицером по имени Николай. Раматулла и Аминулла были призывниками. Они единственные оставшиеся в живых из пяти советских солдат, которые попали в плен или дезертировали, приняли ислам и сражались с моджахедами против своих бывших соратников.

Вторжение в Афганистан стало российским Вьетнамом, и с 1979 по 1989 там погибли 23 тыс. солдат. Афганцы потеряли 1,3 млн. человек, в т.ч. много мирного населения.

Сегодня 45-летний Назратулла получает 45 фунтов в месяц, работая полицейским в провинции Баглан. Он тихо говорит, меланхоличен, заядлый курильщик и все еще боится возмездия за переход на сторону противника. Говорит, что его звали Николай, что он родился в 1960 в Харькове на Украине.

Фамилию он называть не хочет. Его отец Анатолий тоже был военным, и Николай окончил военную академию.

Назратулла рассказывает, что поехал в Афганистан добровольцем, но в 1981, после трех месяцев службы, дезертировал, так как стал свидетелем убийства более 70 человек мирного населения в деревне Калигай.

'В российской армии мы клялись на мече и Библии помогать обществу. То, что произошло, было противозаконно', - говорит он.

Принять ислам он решил лишь после года в плену. 'Это не был мой выбор, - поясняет он. - Религия выбрала меня'.

После этого Назратулла провел восемь лет на линии фронта. Его соратники-моджахеды говорили, что он и другие русские неплохо сражаются и особенно полезны для прослушивания русских радиосообщений.

'Если ты на линии фронта, ты должен сражаться и должен убивать', - это все, что он готов сказать о том, как воевал против соотечественников.

В июле 1988 российское правительство предложило российским военнопленным в Афганистане амнистию.

Ни один из новообращенных этим предложением не воспользовался, хотя все они умудрились побывать в России после войны, используя визы, полученные в Пакистане.

Приехав на Украину в 1996, Назратулла встретился с бывшими товарищами по Красной Армии и говорит, что испытал облегчение, поняв, что они не винят его за принятие ислама и поддержку моджахедов.

При правительстве талибов трое русских привлекли внимание лидера движения, Муллы Мухамеда Омара. Впечатленный их благочестивой жизнью, он дал им дома и работу. У всех троих в Афганистане есть жены и семьи.

Но после падения Талибана в 2001 году дома отобрали. Ни одного из троих можно назвать богатым. В своем районе их считают диковинами, но восхищаются их религиозностью.