Сайты 'Би-Би-Си' достигли такого уровня качества, что газетам теперь приходится еще труднее, чем раньше.
Британский гигант общественного телерадиовещания, корпорация 'Би-Би-Си', уже давно становилась мишенью многочисленных жалоб со стороны конкурентов на телевидении, на радио и среди издателей образовательных и цветных журналов. От газет подобных жалоб пока не поступало: они были защищены от конкуренции с 'Би-Би-Си', потому что работали в совершенно другой среде.
До поры до времени.
К прямой конкуренции между 'Би-Би-Си' и газетами привел интернет. И, похоже, наш мамонт выходит из этого соревнования победителем.
Авторство невероятного успеха одной из самых неповоротливых организаций Великобритании в виртуальном пространстве принадлежит по большей части Джону Бирту (John Birt), бывшему ее генеральному директору, который принял решение выйти в сеть практически первым из всех больших людей в СМИ Великобритании. С самого 1998 года, когда при нем 'Би-Би-Си' начала работу в интернете, он утверждал, что народ потянется к общественной корпорации, потому что в огромном потоке и разнообразии сетевой информации люди просто теряются.
Сегодня 'Би-Би-Си' контролирует 525 сайтов и тратит 15 миллионов фунтов (27 миллионов долларов) в год только на свой новостной ресурс. На все остальные - общественно-политические, культурные, научные, экологические и развлекательные - приходится еще 51 миллион фунтов ежегодно. Однако это лишь верхушка айсберга, скрывающая под собой огромную службу, занимающуюся непосредственно сбором новостной информации и производством программ. В этой службе работает более 5 тысяч журналистов, и она каждый год съедает 2,8 миллиарда фунтов общественных субсидий (общественные субсидии в Великобритании складываются из стоимости лицензии на просмотр телепрограмм, которую покупает каждый владелец телеприемника, поэтому корпорация не считается государственной - прим. перев.).
Например, на микросайте по садоводству, который 'Би-Би-Си' сделала в этом году к Выставке цветов в Челси, можно просмотреть все композиции в увеличенном варианте и интервью с дизайнером, а, кликнув мышью на листике какого-нибудь растения (надо только этот листик найти), получить об этом растении всю информацию.
К выборам этого года новостной сайт представил очень хорошо наполненную и простую в использовании статистическую страницу, где показывались самые последние данные по всем избирательным округам, давалось распределение голосов по регионам, и приводились данные социологических опросов. А на этой неделе 'Би-Би-Си' объявила о возможности бесплатно скачать из Сети записи нескольких симфоний Бетховена в исполнении одного из пяти собственных оркестров. Это-то и раздражает газеты больше всего: хотя они на своих сайтах тоже, бывает, предлагают бесплатные музыкальные файлы, сами они при этом вынуждены платить за них музыкантам.
Однако ни с чем не сравнить тревогу, которую в газетах вызывает успех новостного сайта корпорации. Если в 2000 году его аудитория составляла всего 1,6 миллиона уникальных пользователей (т.е. пользователей с индивидуальным IP-адресом - прим. перев.) в неделю, то в 2005-м она выросла до 7,8 миллиона. Что же касается контента, то многие газеты просто не могут обеспечить такой широты вопросов и глубины проработки.
При этом газетам волей-неволей все же приходится перемещаться в виртуальное пространство, потому что 'бумажный' бизнес у них уже не тот, что раньше. С 1990 года количество людей, читающих газеты, упало примерно на 30 процентов, причем газетная аудитория стареет: молодежь получает все больше новостей из других источников, главный из которых и есть интернет. В 1990 году 38% читателей газет составляли люди в возрасте до 35 лет. Уже к 2002 году их доля упала до 31 процента.
Не далее чем на этой неделе Sunday Telegraph уже уволила своего главного редактора Доминика Лоусона (Dominic Lawson) как раз за то, что он не смог остановить падение. Действительно, у некоторых газет есть чем гордиться и в интернете - к примеру, у Guardian, пока что самого успешного газетного проекта в виртуальном пространстве, примерно вполовину меньше пользователей в неделю, чем у 'Би-Би-Си', - однако превращение этой гордости в деньги пока остается проблемой.
Главная трудность сайтов газет в том, что их посетители остаются там ненадолго и посещают всего по несколько страниц. На такой основе строить подписную модель довольно опасно: ведь, если не считать специализированного контента - кроссвордов, например, или деловых новостей на сайте Financial Times FT.com, - газеты предлагают весь свой материал бесплатно, а львиная доля интернет-рекламы при этом уходит на самые крупные сайты, вроде Yahoo! или Google.
Однако некоторые газеты как-то умудряются сводить свои виртуальные концы с концами - не исключено, что сайт Guardian в скором времени даже начнет приносить прибыль. FT.com достиг точки безубыточности в конце 2002 года после массированных инвестиций, а сайт Daily Telegraph стабильно окупается еще с начала того же года. Однако, чтобы 'филиалам' крупнейших газет в Сети стать настоящим противовесом, способным вернуть деньги, ускользающие в реальном мире, этим ресурсам придется что-то делать, чтобы не только покрывать свою все растущую себестоимость, но и давать прибыль.
В интернете у газет есть и еще одна проблема: газета слишком привычна к бумаге и не понимает, как важно применять графику и движущиеся картинки, в то время как 'Би-Би-Си' изначально работает с телевидением, и там гораздо лучше чувствуют, какой контент лучше всего работает в интернете. Ну и, наконец, у 'Би-Би-Си' в штате больше журналистов, чем в любой газете. Когда на этой неделе Sun пришлось мобилизовать всю свою ночную смену из четырех человек на работу по результатам 'детского' дела Майкла Джексона, главный редактор Пит Пиктон (Pete Picton) только вздыхал, видя, насколько больше делает 'Би-Би-Си' и насколько более серьезные ресурсы она бросает на это событие.
- У них был специальный микросайт, там журналисты лезут чуть не из каждой дырки, все под разными ракурсами; у них даже свои видеокадры есть. Мы просто не можем конкурировать с таким разнообразным материалом.
Конкуренция со стороны 'Би-Би-Си' не просто снижает интернет-трафик на сайтах газет и, соответственно, суммы денег, которые они могут собрать с рекламодателей. Когда люди не идут в газеты за новостями, разъясняет глава цифровой службы Guardian Саймон Уолдман (Simon Waldman), их становится труднее привлекать и к другим разделам сайтов - например, к частным объявлениям, которые стоят рекламодателям больше и дают газетам больше дохода.
Начальник интернет-отдела 'Би-Би-Си' BBC News Interactive Ричард Деверелл (Richard Deverell), однако, считает, что 'Би-Би-Си' не так уж виновата в том, что газеты сталкиваются с трудностями и в бумажном, и в электронном варианте. Дело в том, что 'Би-Би-Си' старается объединить собственные страницы со службами других новостных организаций, как в Великобритании, так и за ее пределами (в зависимости от тематики), чего раньше корпорация не делала.
В 'Би-Би-Си' начали этим заниматься после того, как в прошлом году вышел обзорный доклад по сайту корпорации, составленный Филипом Графом (Philip Graf), бывшим боссом газетной компании Trinity Mirror. Граф пришел к заключению, что развитие 'Би-Би-Си' в интернете довольно трудно контролировать. Он заявил, что не может доказать, что онлайновые службы Британской радиовещательной корпорации наносят ущерб конкурентам, однако заметил:
- В том, что со своим хорошо финансируемым присутствием в интернете 'Би-Би-Си' является очень сильным конкурентом для газет, нет никакого сомнения.