Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Некуда девать деньги? Играйте со своими реактивными самолетами, а не с политикой

Вульгарная погоня за политической властью, кажется, чревата опасностями для сверхбогатых людей

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Что делать обязанному всем самому себе миллиардеру, когда ему надоел его бизнес? Некоторые играют дорогими игрушками, например, частными самолетами; другие посвящают себя благотворительности, а немногие хотят получить высокое место в общественной жизни.

Люк Джонсон является президентом сети ресторанов "Signature" и Четвертого канала телевидения

19 июня 2005 года. Что делать обязанному всем самому себе миллиардеру, когда ему надоел его бизнес? Некоторые играют дорогими игрушками, например, частными самолетами; другие посвящают себя благотворительности, а немногие хотят получить высокое место в общественной жизни.

Однако вульгарная погоня за политической властью, кажется, чревата опасностями для сверхбогатых людей. Им нужно бы посоветовать заниматься менее опасными делами, например, делать большие деньги.

Самым несчастливым миллиардером-политиком последнего времени был ливанский строительный магнат Рафик Харири (Rafik Hariri). Начав очень скромно, он сделал свое состояние в Саудовской Аравии и по возвращении домой возглавил восстановление Ливана после гражданской войны. Но хотя он был мусульманином и самым влиятельным жителем Бейрута - пусть даже он уже не занимал должность премьер-министра - сирийцы боялись его и его союзников. В этом году в День Святого Валентина этот магнат, несмотря на своих телохранителей и свои богатства, был убит взрывом огромной бомбы.

Как следствие его убийства, из Ливана ушли сирийцы, являвшиеся там квази-оккупационными войсками, а сын Харири, Саад (Saad), был выбран лидером так называемой фракции мучеников, которая сегодня заправляет всеми делами в Бейруте. Будем надеяться, что Саада не постигнет такая же печальная участь, как его предприимчивого отца.

Другой политический миллиардер, для которого нынешний год стал неудачным, российский олигарх Михаил Ходорковский. Он стал миллиардером всего за 3 года посредством серии подозрительных сделок по приватизации государственной собственности, совершенных в 1990-е годы принадлежащим ему банком "Менатеп". К началу прошлого года он считался богатейшим человеком в России, его состояние оценивалось в 18 млрд. долл. США, что было обусловлено впечатляющими достижениями его нефтяного бизнеса "ЮКОС". Затем он стал проявлять политические амбиции и начал финансировать партии, которые выступали против российского президента Владимира Путина.

Власть почувствовала, что Ходорковский представляет для нее угрозу, и внезапно начала судебное преследование Ходорковского и его партнера по бизнесу, Платона Лебедева, тоже миллиардера, по обвинениям в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. Некоторые говорят, что обвинения были сфальсифицированными, в то время как государственные прокуроры указывают на то, что "Менатеп" вел "двойную бухгалтерию". Они сосредоточили внимание на продаже инсайдерам в 1994 году всего за 210000 долл. наличными компании по производству удобрений "Апатит", стоившей сотни миллионов долларов.

Пару недель назад в одном московском суде обоих обвиняемых признали виновными и приговорили к девяти годам в исправительно-трудовой колонии. Весьма зрелищные взлет и падение для безжалостного г-на Ходорковского.

А между тем "ЮКОС", от которого правительство потребовало уплатить недоимки по налогам в сумме 18 млрд. долл. США, был расчленен, а его главное добывающее предприятие продано обратно государству по бросовой цене. Ходорковский подал апелляцию на приговор, но большинство рядовых россиян, которые считают, что олигархи воровали в огромных масштабах деньги налогоплательщиков, поддерживают обвинительный приговор Ходорковскому. Пока в Кремле командует "старая ка-гэ-бэшная гвардия" вроде Путина, бывшие миллиардеры "ЮКОСа", скорее всего, останутся за решеткой, как предупреждение остальным богатым людям оставаться вне российской политики.

В Италии Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi) испытывает сильный нажим. Этот медиамагнат в 2001 году был избран премьер-министром и получил мандат на перестройку экономики. Хотя его собственный бизнес (телевидение, недвижимость и издательское дело) в основном процветает, сама Италия ранее в текущем году впала в экономический спад. Ее экономика столкнулась с очень серьезными структурными проблемами: хроническими дефицитами правительства; самым, пожалуй, низким в мире темпом рождаемости; чрезмерной зависимостью от уязвимых экспортных секторов, например, текстильного, мебельного, а также бельевого, где господствуют такие крупные, компании, как "Fiat", "Parmalat" и "Alitalia".

Премьерству Берлускони досаждает целый ряд судебных дел, которые, как он утверждает, являются политически мотивированными. В прошлом году он стал первым итальянским действующим премьер-министром, против которого было начато уголовное преследование. Два его близких помощника уже в тюрьме. Он держится за свое кресло премьер-министра, однако мало кто верит, что он будет оставаться в нем долго.

Более успешным премьером-миллиардером является Таксин Шинаватра (Thaksin Shinawatra) из Таиланда. Этот бывший полицейский, получивший образование в Америке, в 1987 году начал небольшой пейджерный бизнес и, заняв господствующее положение в индустрии мобильной связи, быстро превратился в богатейшего человека в Таиланде. В 1990-е годы он создал популистскую партию "Thai Rak Thai" и в 2001 году значительным большинством голосов был избран премьер-министром.

С тех пор под руководством Шинаватры экономика его страны успешно восстановилась после краха в Юго-Восточной Азии. Даже при катастрофическом цунами в прошлом году, руководство страной, кажется, осуществлялось профессионально. В 2004 году Шинаватра осуществил операцию против наркодилеров, в результате чего несколько сотен человек были убиты, и были международные отголоски, но его политике аплодировали многие тайские граждане.

Что предсказуемо, он выступает за строгую дисциплину и в жизни руководствуется девизом курсантов полицейской школы "Лучше умереть, чем жить как неудачник". Быть может, нужно сделать это кредо для всех политиков-миллиардеров.