Российское правительство продолжает укреплять свой контроль над огромным нефтегазовым сектором национальной экономики. Отобрав сначала "ЮКОС" у его владельцев, теперь оно заключило сделку с газовой монополией - 'Газпромом'. Следующей в очереди на ренационализацию может оказаться 'Сибнефть', также крупная независимая нефтяная компания. Чем это чревато для остального мира, которому энергоносители нужны сегодня как воздух?
В каком-то смысле это был шаг вперед. В четверг, 16 июня, российский газовый монополист 'Газпром' дал согласие на продажу 10,7 процента своих акций правительству страны за 7,2 миллиарда долларов. Цена оказалась ниже той, что предлагали установить инвестиционные банки, занимавшиеся оценкой пакета, однако сделка оказалась, по крайней мере, открытой и честной - не то что развал "ЮКОСа", ставший примером сомнительных методов российской власти в борьбе за крупные нефтегазовые активы с 'олигархами', получившими их задешево во время приватизации в начале 90-х годов прошлого века.
После завершения покупки акций 'Газпрома' пакет государства в этой компании превысит 50 процентов, что откроет возможность продажи акций иностранным инвесторам. Пока что свободному обращению акций 'Газпрома' мешает то, что на российском фондовом рынке иностранцы продавать их не могут, а могут только держать в виде американских депозитарных расписок, обслуживание которых обходится значительно дороже, чем простых акций. Восстановив контроль над 'Газпромом', правительство надеется не только дать фондовому рынку мощный положительный импульс, но и создать собственного национального энергетического мастодонта по примеру саудовской компании Aramco.
Однако когда государство наконец выплатит деньги за дополнительные акции и откроет свободную торговлю акциями 'Газпрома', иностранным инвесторам эти активы могут оказаться не вполне по вкусу. Российский газовый гигант больше похож на государственное министерство, чем на корпорацию, жестко ориентированную на извлечение прибыли. В опубликованном недавно ежегодном отчете инвестиционная компания Hermitage Capital, имеющая долю в 'Газпроме', указывает на многочисленные недостатки компании. С одной стороны, 'Газпром', по словам специалистов Hermitage, хотя бы прикрыл схемы массового разбазаривания активов, через которые в прошлом запасы газа распродавались партнерам по совместным предприятиям 'Газпрома' по заниженным ценам, однако, с другой стороны, утверждает Hermitage, схемы налогообложения чрезмерно затратны, должного внимания своевременной оплате счетов не уделяется, расходы на фонд заработной платы непропорциональны, а затраты в рамках проектов по прокладке трубопроводов даже подозрительно высоки. Неудивительно, что рыночная капитализация 'Газпрома', если учитывать размер его запасов, бледнеет перед капитализацией сравнимых по масштабам ExxonMobil или Shell.
В результате некоторые иностранные инвесторы не захотят в этом участвовать. Найдутся, конечно, и те, кто решит, что, несмотря на множество слабых сторон, позиции компании, в распоряжении которой 20 процентов мировых запасов газа, добывающей 16 процентов всего газа в мире и сохраняющей за собой 25 процентов европейского рынка, достаточно прочны. Однако перспективы роста 'Газпрома' все же довольно туманны - в 2004 году компания добыла практически столько же газа, сколько в 1999-м.
Нынешняя сделка с 'Газпромом' - отнюдь не первая попытка правительства установить над компанией собственный контроль и тем самым начать сооружение государственного колосса. Изначально предполагалось объединить 'Газпром' с 'Роснефтью', сравнительно небольшой нефтяной компанией. Однако в декабре прошлого года 'Роснефть' при поддержке определенных сил в Кремле (хотя в Кремле были и противники), приобрела на сомнительном с юридической точки зрения аукционе 'Юганскнефтегаз', главное нефтедобывающее предприятие "ЮКОСа", за 9,4 миллиарда долларов. "ЮКОС" был вынужден продать 'Юганскнефтегаз' в счет уплаты непосильного налогового долга.
Имея в активе 'Юганск', руководство 'Роснефти' стало продвигать мысль о том, что вместе с ним 'Роснефть' уже слишком велика, чтобы 'Газпром' мог ее переварить. Кроме того, российские власти опасались судебных процессов, которые начались бы, если бы 'Газпром' объединился с победителем 'странного аукциона'. Так что планы слияния 'Газпрома' и 'Роснефти' развалились довольно быстро, и 'Роснефть' осталась сама по себе, чему ее руководство, судя по всему, несказанно радо: с активами 'Юганскнефтегаза' 'Роснефть' теперь может посоперничать за первое место в стране с 'ЛУКОЙЛом', занявшим место лидера после разгрома "ЮКОСа".
Вскоре поползли слухи о том, что 'Газпром' и 'Роснефть' готовятся установить контроль государства еще над одним независимым производителем - 'Сибнефтью', занимающей пятое место по объемам добычи в России. Контрольным пакетом акций 'Сибнефти' владеет Роман Абрамович, олигарх, сейчас практически постоянно проживающий в Лондоне. Однако владельцем 34,5 процента 'Сибнефти' до сих пор остается "ЮКОС": в 2003 году было начато и вскоре после этого прекращено его слияние с 'Сибнефтью'. Поскольку "ЮКОС" до сих пор не расплатился по своей налоговой задолженности, и его активы заморожены, этот пакет тоже может достаться кому-то другому, у кого появится серьезный рычаг для попыток вырвать контроль над 'Сибнефтью' из рук Абрамовича.
Если в руки государства попадет еще один независимый поставщик нефти, иностранным компаниям, которые до сих пор не оставляют попыток заполучить часть огромных энергетических ресурсов России, останется на этом рынке совсем мало места. Американская ConocoPhillips владеет пакетом акций 'ЛУКОЙЛа', и 'ЛУКОЙЛ' вроде бы не против новых инвестиций; плацдармом для внешних инвесторов может быть разве что TNK-BP, совместное предприятие, распределенное поровну между российскими инвесторами и британским нефтяным гигантом ВР, которое вполне в состоянии побороться с 'Роснефтью' за второе место на российском рынке. Занимающий четвертое место 'Сургутнефтегаз', контролируемый собственными менеджерами, пока что идею иностранного участия воспринимает без энтузиазма. Что же касается самих 'Роснефти' и 'Газпрома', они действительно обсуждали вопрос инвестиционного содействия в выполнении их программ расширения бизнеса, но только с государственными нефтяными компаниями Индии и Китая.
А нужен ли 'национальный локомотив'?
Разочарование иностранцев при мысли о том, что им, скорее всего, не дадут взять себе больший кусок рынка, вполне понятно. В последние годы добыча нефти в России росла столь же быстрыми темпами, сколь быстро растет и спрос на нее со стороны других стран, которым энергоносители жизненно необходимы. С 1999 по 2004 годы объемы добычи нефти российскими компаниями увеличились примерно на 50 процентов. Сегодня Россия экспортирует примерно столько же нефти, сколько главный поставщик в рамках ОПЕК - Саудовская Аравия (Россия в картель не входит). Во-первых, Россия на этом зарабатывала и продолжает зарабатывать неплохие деньги, и, во-вторых, нефть используется как один из главных инструментов внешней политики.
Однако сегодня, когда государство уже усилило свой контроль над энергетическим сектором, рост объемов добычи остановился. Если в январе этого года добыча составляла 9,28 миллиона баррелей в сутки, то в мае поднялся всего до 9,33 миллиона баррелей в сутки. Такой рост на 50 тысяч баррелей совершенно несопоставим с уровнем 2004 года, когда с января по май объем добычи вырос на 150 тысяч баррелей, причем немалая часть вины за это лежит на процессе против "ЮКОСа". Некоторые аналитики считают, что если динамика объема добычи так и не выправится, правительству придется пересмотреть свою стратегию отвоевывания все больших секторов топливно-энергетической промышленности - в особенности потому, что застой в нефтяной отрасли угрожает и общему экономическому состоянию страны. На прошлой неделе министр экономики России Герман Греф вынужден был снизить свой прогноз экономического роста во второй раз за месяц - до 5,5 процента, хотя еще в 2004 году считалось, что рост составит 7,1 процента. Так что государственный контроль над нефтью еще может влететь России в копеечку.