23 июня 2005 года. Экспериментальный космический корабль "Космос-1" с солнечным парусом потерялся в космосе и, вероятно, обречен. Первый в мире в своем роде аппарат вчера, как представляется, не сумел достичь заданной орбиты после того, как ракета-носитель выключилась спустя какие-то секунды после старта.
Эта ракета-носитель, межконтинентальная баллистическая ракета "Волна", была запущена во вторник вечером с находившейся в Баренцевом море российской атомной подводной лодки "Борисоглебск".
Однако энтузиасты космоса, которые спонсировали эту миссию, сохраняют оптимизм.
"Мы, вероятно, на орбите, но не на той, какая была запрограммирована", - сказала Эмили Лакдавалла (Emily Lakdawalla), оперативный помощник проекта из американского Планетарного общества. - А поэтому сейчас мы ведем поиск аппарата".
Имелась надежда, что "Космос-1", несмотря на его небольшой бюджет в 2 млн. английских фунтов стерлингов, позволит совершить гигантский скачок в межпланетных полетах.
Однако "на 83-й секунде после старта" с "Борисоглебска", до отделения "Космоса-1", произошел отказ ракеты-носителя, и аппарат не вышел на заданную орбиту, сказано в заявлении российского космического агентства "Роскосмос". "Аппарат с солнечным парусом был потерян".
Северный флот России объявил, что спутник, который осуществлял мониторинг пуска, "не установил контакта, что означает потерю аппарата". Офицер пресс-службы флота Игорь Дыгало сказал: "Российский флот ведет поиски обломков".
Несколько часов спустя Планетарное общество заявило, что при просмотре данных наземных станций слежения на российском Камчатском п-ове, на острове Мажуро (Маршалловы о-ва в Тихом океане), и в Панска Вес (Чешская Республика) были обнаружены слабые сигналы.
"Хорошая новость, - сказал Брюс Муррей (Bruce Murray) из этого общества. - "Мы, скорее всего, находимся на орбите. . . кажется, наш аппарат жив".
Сигнал казался слабым, вероятно, потому, что аппарат сошел с курса, а наземные антенны сейчас ориентированы не на ту часть неба, добавил он.
Д-р Луис Фридман (Louis Friedman), директор проекта, сказал, что надежда еще есть. "Я не думаю, что написана заключительная глава; мы, по крайней мере, еще не готовы сделать такой вывод".
Однако он предостерег: "То, что слабые сигналы были записаны в расчетное время. . . ободряет, но ни в коей мере не убеждает нас в том, что эти сигналы посланы с работающего на орбите 'Космоса-1'".
Он добавил, что, даже если "Космос-1" пережил запуск, низкая орбита означает, что он, скорее всего, возвратится в атмосферу и сгорит. Согласно первоначальному плану, должны были быть надуты несколько трубчатых "мачт", на которых должны были развернуться, как лепестки цветка, треугольные паруса. Они перевели бы аппарат на более высокую орбиту во время его рассчитанной на один месяц миссии.
Каждый из парусов имеет длину 15 м, а их совокупная площадь составляет около 600 кв. м - приблизительно размеры штрафной площадки футбольного поля.
Солнечные паруса действуют на принципе легкого толчка, когда частицы света, или фотоны, ударяются о поверхность.
Результирующая тяга очень незначительна: парус площадью 1 кв. км почувствует такую же силу воздействия, какую на Земле оказывает на стол груз весом 1 кг. Но в космосе нет сопротивления воздуха, а Солнце светит непрерывно; поэтому после 3 лет ускорения теоретически возможно достичь скорости 100000 миль/час (1 морская миля = 1,853 км).
При такой скорости для того, чтобы достичь Плутона, потребовалось бы 5 лет.