Проходя мимо салонов спортивных автомобилей, гости российской столицы могут подумать, что разговор о 'нефтяном проклятии' слишком преувеличен. Так же могут решить и экономисты, находящиеся под впечатлением от макроэкономической стабильности России с 1998 года. Но на самом деле прогнозы все более мрачные. В первом квартале рост был более чем на два пункта ниже, чем в прошлом году. Официальный прогноз роста ВВП на 2005 понизили до 5,8%. Инфляция в прошлом году составила 11,7%, а в этом может достичь 13%, что значительно выше установленной правительством (после пересмотра) цели - 10%.
Основная проблема в том, что высокие цены на нефть, даже 60 долларов за баррель, уже не компенсируют России бедность политики. После почти пять лет роста объемы добычи нефти прошлой осенью столкнулись со стагнацией. Одна из причин в том, что нефтяным компаниям теперь приходится искать новые месторождения за пределами Западной Сибири с ее легкодоступными запасами. Но еще одна - утрата доверия после атаки правительства на 'ЮКОС' и его владельца Михаила Ходорковского. Виноваты в прекращении роста и задушенные маршруты экспорта, и высокие налоги на непредвиденную прибыль.
Несмотря на то, что нефтедоллары усилили рубль, повредив конкурентоспособности, реформы, которые могли бы это компенсировать, остаются замороженными. В опубликованном на этой неделе докладе ОЭСР говорится, что бизнес по-прежнему сталкивается с избытком правил, которые слишком часто меняются и применяются выборочно. И это с готовностью подтвердит любой мелкий бизнесмен. Судебная система находится просто в позорном состоянии. В газовой, энергетической и железнодорожной отраслях господствуют неэффективные и непрозрачные монополии. (На этой неделе правительство должно приобрести дополнительно 10,7% акций самой большой и непрозрачной из них, 'Газпрома', за 7,1 млрд. долларов, чтобы таким образом довести свою долю до более чем 50%.) В стране, вежливо отмечает ОЭСР, наблюдается тенденция к 'более интервенционному и менее основанному на правилах поведению государства'.
Существуют разные мнения о том, почему Владимир Путин, который во время первого срока казался приверженцем реформ, во время второго от них практических отказался. Возможно, нефтяные деньги вызвали самодовольство? Или все дело в его авторитарной жилке, побудившей его назначить пассивного премьер-министра? Каково бы ни было объяснение, правительство упускает шанс провести относительно безболезненные преобразования. Учитывая шум, поднявшийся после одной попытки реформ, монетизации льгот, и обеспокоенности Кремля вопросом передачи президентской власти в 2008, этот шанс теперь может и вовсе исчезнуть.
Кроме нервозности, оставшейся после дела 'ЮКОСа', заторможенные реформы помогают объяснить паническое бегство капитала из России, которое по оценкам рейтингового агентства Fitch в прошлом году составило 33 млрд. долларов. Опасения бюрократических нападок также объясняют волну выпуска российских акций, часто в небольшом количестве, в Лондоне. Считается, что иностранные инвесторы предоставляют некоторую защиту от правительственных хищников (хотя 'ЮКОСу' они помогли мало, и теория основана на умеренно хороших отношениях России с Западом).
Обеспокоенные российские деньги покидают страну, наивные иностранные займы продолжают поступать: так было и перед дефолтом и девальвацией 1998 года. Возможно, это сравнение слишком натянутое. На протяжении пяти лет в России наблюдается профицит бюджета и положительное сальдо торгового баланса. Пока что она не использовала сверхприбыль от экспорта нефти, направляемую в стабилизационный фонд, иначе как для выплаты долга, который президент, похоже, считает оскорбительным для российской гордости. Путин осознает, что его надежда на улучшение уровня жизни сходит на нет: периодически он ругает министров, приказывая им добиться увеличения темпов роста и уменьшения инфляции. Но эти речи лишь демонстрируют инстинктивный дирижизм, который составляет важную часть российских проблем.