Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мрачная перспектива

Отношения между Европейским союзом и Россией плохие и могут стать еще хуже

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На протяжении большей части последних 500 лет идея "Европы" служит для определения меняющейся группы западных стран, которые стремятся проводить различие между ними и двумя великими евразийскими нациями на востоке: турками и русскими. Сегодня и Турция, и Россия считают, что их тоже следует рассматривать как часть Европы. А Европа, представленная Европейским союзом (ЕС), с этим более или менее согласна. Сама эта идея нравится, но последствия могут быть озадачивающими.

23 июня 2005 года. На протяжении большей части последних 500 лет идея "Европы" служит для определения меняющейся группы западных стран, которые стремятся проводить различие между ними и двумя великими евразийскими нациями на востоке: турками и русскими. Сегодня и Турция, и Россия считают, что их тоже следует рассматривать как часть Европы. А Европа, представленная Европейским союзом (ЕС), с этим более или менее согласна. Сама эта идея нравится, но последствия могут быть озадачивающими.

Турция хочет стать полноправным членом ЕС. Россия не имеет серьезного желания присоединиться к ЕС, главным образом потому, что, подобно Америке и Китаю, рассматривает себя как слишком большую страну, чтобы соглашаться на ограничения для своего суверенитета. Но в то же время России ненавистна мысль, что ее куда-то не допускают. В идеальном случае, она хотела бы иметь с ЕС особые отношения, которые обеспечили бы ее гражданам безвизовые поездки в страны ЕС; свободный доступ к общему рынку через то, что она именует "общим европейским экономическим пространством", то есть неконкретную повестку торговли и рыночной политики; а также и голос, но не право участия в голосовании в политике ЕС, вроде того, что она уже имеет в делах НАТО.

Это амбициозные, но не абсурдные надежды. Все они могли бы быть реализованы в 5-летний срок, если бы сегодня Россия имела или уверенно двигалась к либеральной и демократической политической модели. Но на данный момент, судя по тому, как действует президент Владимир Путин в свой второй срок, Россия пока что движется в противоположном направлении, к усилению авторитаризма. Либеральный российский политик Григорий Явлинский в одной беседе в прошлом году резюмировал наметившуюся тенденцию так: "У России есть шесть главных черт, которые сегодня нужно учитывать. Первое, сегодня в России нет независимой судебно-правовой системы. Второе, в России нет элементов независимого парламента. Третье, в России нет общественного или парламентского контроля над секретными службами и правоохранительными структурами. Четвертое, в России нет (влиятельных) независимых средств массовой информации. Пятое, выборы в России подвергаются очень существенному давлению со стороны власти. Последнее, но очень важное, Россия имеет экономическую систему, которая фактически является 100-процентным слиянием бизнеса и власти. . . Любой важный чиновник российского правительства или российской администрации в то же время глубоко участвует в бизнесе или представляет его интересы".

Говоря очень приблизительно и игнорируя остальной бывший Советский Союз, Россия сегодня, пожалуй, находится там, где могла бы быть, если бы избежала перестройки и краха коммунизма, выбрав для себя китайский путь строго ограниченной свободы. При г-не Путине она приблизилась к китайской модели однопартийного государства, где правящая партия (которая в России больше напоминает клан) посредством монополии культивирует реальную популярность как источник стабильности и легитимности.

ЕС оказался бы глупцом, если бы официально оформил тесные связи с Россией, пока существует риск, что Россия будет продолжать двигаться в этом направлении. Даже если бы сегодня ЕС чувствовал себя с Россией комфортно, все это может измениться. Разрывать недавно установившиеся связи куда более неудобно и куда более оскорбительно для России, чем первым делом избежать их установления.

Отношение членов ЕС к России отличается большим разнообразием. Для прибалтов и поляков Россия представляет собой явную и насущную угрозу. Она вторгалась в эти страны на памяти живущих поколений. Франция рассматривает Россию как своего важного дипломатического союзника, как еще один противовес Америке. Германия видит в ней жизненно необходимого экономического партнера, незаменимого поставщика природного газа. Великобритания находится где-то посередине, постепенно дрейфуя от оптимизма в отношении России к скептицизму. Результатом является отсутствие общей политики, а вместо нее наличие конкуренции за дружбу России между Францией и Германией, к которой прежде присоединялась и Великобритания, но сегодня она делает это редко.

Отношения, вероятно, продолжались бы в таком ключе и дальше, если бы не изменилась политика Америки в отношении России и ее соседей после Оранжевой революции на Украине. Это принуждает Европу сделать свой выбор.

Для большинства западных европейцев Оранжевая революция была неудобной, чем-то таким, что может осложнить их отношения с Россией и подвести Украину к дверям ЕС как нежелательного кандидата. Американцы смотрели на это с иных позиций, считая Оранжевую революцию самым вдохновляющим событием в Европе с тех пор, как пала Берлинская стена и произошло восстание в странах Прибалтики. Их приятно удивили масштабы и сравнительная легкость триумфа Виктора Ющенко над поддерживаемым Россией кандидатом, а также то, что эта революция позволила выяснить относительную слабость и некомпетентность России при г-не Путине. Была бы Россия сильнее или умнее, она нашла бы способ сохранить ситуацию под своим контролем. Россия также уронила себя в глазах американцев тем, что она ренационализировала нефтяную компанию "ЮКОС". Это привело к сокращению потенциальных инвестиций и добычи нефти во всей российской нефтяной индустрии как раз в тот момент, когда Америка была готова простить России почти все в обмен на поставки большего количества и более дешевой нефти.

Осознание Америкой слабости г-на Путина и его дрейфа к авторитаризму, которое стало возможным и усилилось в результате потери Россией Украины, кажется, стало новой движущей силой американской политики. Америка открыто призывает к смещению Александра Лукашенко, пророссийского диктатора Белоруссии, что подразумевает еще одну революцию. В мае с.г. Джордж Буш-младший (George W. Bush) посетил Тбилиси, чтобы публично поддержать Михаила Саакашвили, прозападного президента Грузии, который пытается закрыть российские военные базы на своей территории - Россия говорит, что уйдет к 2008 году - и вернуть под свой контроль поддерживаемые Россией сепаратистские анклавы. Не далее как год назад Америка, хотя она и симпатизировала Грузии, была гораздо более сдержанной.

Уверенность в себе Америки оставляет ЕС перед нелегким выбором, как ему реагировать. Пока что Европа плохо справляется с этим вызовом. Когда украинская Оранжевая революция еще только набирала силу, западноевропейские правительства отличались своей нерешительностью. К счастью для самоуважения Европы, Польша правильно оценила ситуацию и, поддержанная Литвой, присоединилась к Америке, которая настаивала на честных выборах и упорядоченной передаче власти. В более позднее время ЕС презрительно отверг просьбу Грузии о направлении в эту страну наблюдательной миссии для мониторинга ее границы с Россией.

Мало кто сомневается в том, что длительный процесс строительства демократии на Украине был бы существенно облегчен, если бы перед Украиной стояла ясная перспектива членства в ЕС в приемлемые для всех сроки. Вполне реальным сроком можно считать 10 лет, в том случае, если другие организационные связи будут установлены значительно раньше, дав тем самым Украине ощущение того, что она необратимо присоединилась к европейской "семье". НАТО посылает правильные сигналы: эта организация в апреле начала с Украиной "интенсивный диалог", который большинство считает прелюдией к приему Украины в НАТО.

Однако, что касается ЕС, в настоящее время не предвидится ничего подобного. ЕС подталкивает Украину к тому, чтобы она публично не требовала для себя скорейшего приема в этот альянс; в обмен на это ЕС сохраняет осторожную неоднозначность в отношении надежд Украины когда-нибудь вступить в него. Украина делает все возможное, чтобы подчиниться этому приказу "не вякать", но ее испытывающее трудности новое правительство начинает сильно желать какой-то более конструктивной договоренности. Г-н Ющенко предложил поставить вопрос о кандидатуре Украины на обсуждение, если и когда Украина успешно завершит выполнение "плана" экономических и политических реформ, который уже согласован с ЕС и который потребует около 3 лет.

Это представляется хорошим компромиссом, таким, который ЕС следует одобрить. Но в большинстве западноевропейских столиц считают, что ЕС будет готов начать переговоры с Украиной не ранее, чем через 10 лет, да и то лишь в случае, если он более или менее завершит переговоры с Турцией. Одно иди два правительства стран ЕС, быть может, даже намеренно стараются выиграть время, чтобы успокоить Россию, что, в их представлении, является более важной целью, чем успокоение Украины.

Ничто из вышеизложенного не подразумевает, что принятие Украины в ЕС будет когда-нибудь простым делом. Украина - большая и очень бедная страна, а ее восточные области сильно русифицированы. Правительство Ющенко пока еще не вызывает полного доверия к себе. Оно потратило большую часть нынешнего года на "тушение пожаров", вместо того чтобы выполнять намеченный план действий, говорит один советник. Соперничество между министрами только лишь усугубляет положение. Руководитель программы для России и Евразии в Фонде Карнеги за международный мир Андерс Аслунд (Anders Aslund) говорит, что Юлия Тимошенко, премьер-министр г-на Ющенко, проводит "социалистическую и популистскую" политику, резко увеличив зарплату государственным служащим, ослабив права собственности и повысив налоговое бремя. Это, по словам г-на Аслунда, способствовало снижению темпов экономического роста с 12% в прошлом году до 5% - в первые четыре месяца нынешнего года.

В одном смысле это, возможно, является утешением для ЕС. Если правительство Ющенко потерпит провал, на ЕС будет оказываться меньше давления в пользу того, чтобы всерьез рассматривать Украину в качестве кандидата. Однако этот анализ страдает опасной близорукостью. Украина должна достичь поставленных целей ради себя самой и ради России. Россия слишком велика и слишком упряма (а также слишком устала от плохих иностранных советов), чтобы обращать какое-то внимание на нотации ЕС по вопросу демократии и политической реформы. С другой стороны, на нее, быть может, повлияет вид процветающей рыночной демократии в европейском стиле на Украине, в стране, которая, как все еще чувствуют россияне, является продолжением их собственной страны.

Вести за собой примером

Это только предположение. Если в России укрепится более авторитарный режим, а ее экономика выправится, то вполне может случиться, что демократическая Украина будет оказывать очень слабое влияние на Россию. Но, если Оранжевая революция на Украине все-таки провалится, то это наверняка приведет к ликвидации любых остатков поддержки либеральной демократии, которые, быть может, продолжают мерцать в России при г-не Путине. Если Украина проиграет, с ней уйдет и всякая надежда на то, чтобы изменить к лучшему Россию на протяжении жизни нынешнего поколения, а также и всякая надежда на то, что Россия сумеет завести с Европой подлинную дружбу.

Ставки ниже, если взять две другие страны на пространстве между ЕС и Россией. Но и эти карты стоят того, чтобы их разыграть. Одна из них, Белоруссия, является обнищавшим и печальным местом, которое изолировано от Запада с тех пор, как 11 лет назад к власти пришел г-н Лукашенко. За это время он при поддержке России поменял грубый патернализм на откровенную диктатуру. Осуществить народную революцию будет гораздо труднее в Белоруссии, чем на Украине или в Грузии, потому что г-н Лукашенко не оставил оппозиции никакой возможности для мобилизации. Он обанкротил местные неправительственные организации и изгнал зарубежные. Его правительство контролирует все вещательные средства массовой информации и большинство печатных изданий тоже. Очень немногие частные бизнесы выживают только с благословения государства. Политические противники Лукашенко рискую тем, что их похитят или убьют.

Другое постсоветское государство, Молдавия, травмировано поддерживаемым Россией сепаратистским режимом в своей восточной области Приднестровье. Российские войска помогли местным русским поселенцам выиграть короткую, но кровопролитную войну за свое отделение от Молдавии после краха Советского Союза в 1991 году, посреди ложных утверждений, что Молдавию может поглотить Румыния. Приднестровский анклав сегодня заваливает остальные области Молдавии беспошлинным алкоголем и потребительскими товарами, контрабандно доставляемыми через территорию Украины. Он вывозит через Украину на экспорт сталь и стрелковое оружие днем и куда более отвратительные вещи - ночью. Приднестровье фактически является крупным криминальным рэкетом, которому придан небольшой клочок земли. Раздел парализовал и дезориентировал Молдавию, сделав ее самой бедной страной Европы и единственной посткоммунистической страной, которая на выборах вновь привела к власти нереформированную Коммунистическую партию. Но даже молдавские коммунисты поменяли свою лояльность России на лояльность Западу, будучи не в силах мириться с продолжающейся поддержкой Россией Приднестровья.

Невозможно поверить в то, что Россия может требовать международного уважения к себе и в то же время поддерживать Приднестровье и два других сепаратистских анклава в Грузии, Южную Осетию и Абхазию, которые так же далеки от закона. А диктатура Лукашенко в Белоруссии без российской поддержки не продержалась бы и трех месяцев. "Кремлю не нравится Лукашенко, но Оранжевая революция нравится еще меньше", - разъясняет Анатолий Лебедко, один из смелых противников г-на Лукашенко.

Разговаривать прямо

Вот вам один из путей для Европы и для всех остальных в отношении России: грубая прямота. Чего бы другого ни желала России, она всегда страстно желает уважения к себе. Если западные лидеры станут публично критиковать г-на Путина за контрабанду и преступность в Приднестровье и в Южной Осетии всякий раз, как с ним встречаются, и если они станут публично давить на него, чтобы он осудил диктатуру в Белоруссии, то они сделают эти авантюры гораздо более дорогостоящими для России в политическом плане, в то время как от них самих это не потребует больших затрат.

Это, по всей видимости, не будет означать конца для Лукашенко, по меньшей мере, до того момента, когда Россия найдет кого-нибудь более прирученного, кто сумеет сохранить Белоруссию как запретную для Запада территорию. Но Приднестровье, Южная Осетия и Абхазия - совсем другое дело. Продолжение их существования служит интересам жуликов, националистов и генералов внутри России, а вовсе не российского правительства или государства. Россия вполне могла бы расстаться с этими анклавами, если бы они причиняли серьезный урон ее позициям в мире.

Однако на сегодняшний день большинство европейских лидеров предпочитают льстить г-ну Путину. Даже если они и замечают его ошибки, они опасаются, что тот, кто его сменит, будет еще хуже. Может быть, так и случится. Но ответ, разумеется, заключается в том, чтобы делать что-нибудь для изменения наметившейся тенденции на обратную.

Европа может предложить более хорошую политико-экономическую модель, но ей нужно четко разъяснить всем достоинства этой модели. А это означает критику правительства г-на Путина за его недемократическое поведение дома и его антидемократическое поведение заграницей. А это значит, что нужно оказывать поддержку странам, расположенным по периметру России, которые хотят все делать по-своему. Цель всего этого состоит не в ослаблении России, но в ее укреплении, поощряя ее к тому, чтобы она лучше управлялась.