Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В России возрождается автомобильная промышленность

Автомобиль может быть любым, только не "красным"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Русские часто сочетают резкий национализм с тенденцией к самоосуждению. Эта черта становится особенно заметной, когда они оплакивают печальное состояние российской промышленности. Одной из травм, нанесенных распадом Советского Союза, было осознание того, в насколько глубоком упадке находятся некоторые отрасли промышленности - в первую очередь это относилось к российским автомобилям, за которыми некоторым людям приходилось полжизни стоять в очереди. Теперь иностранные автопроизводители отвечают на этот скептицизм, на растущие доходы и на рост продаж, открывая в России свои заводы.

Русские часто сочетают резкий национализм с тенденцией к самоосуждению. Эта черта становится особенно заметной, когда они с горечью говорят о печальном состоянии российской промышленности. Одной из травм, нанесенных распадом Советского Союза, было осознание того, в насколько глубоком упадке находятся некоторые отрасли промышленности - в первую очередь это относилось к российским автомобилям, за которыми некоторым людям приходилось полжизни стоять в очереди. Теперь иностранные автопроизводители отвечают на этот скептицизм, на растущие доходы и на рост продаж, открывая в России свои заводы.

Их выбор падает на Санкт-Петербург, второй по величине город в России. "Toyota", ведущий автопроизводитель Японии, в прошлом месяце обосновалась на заводе, который к концу 2007 года будет выпускать по 20000 моделей "Camry" в год. Следующим будет "DaimlerChrysler". Заместитель губернатора Санкт-Петербурга Михаил Осиевский говорит, что город ведет переговоры и с другими компаниями. "Ford" уже собирает свои модели "Focus" в ближайшем пригороде и расширяет производство до 60000 автомобилей в год.

Почему был выбран прекрасный Санкт-Петербург, а не традиционные автомобилестроительные регионы, такие как калининградский анклав на балтийском побережье или Тольятти на Волге? Представитель "Toyota" Томоаки Нишитани (Tomoaki Nishitani) говорит, что его компания предпочла Санкт-Петербург Москве и Нижнему Новгороду отчасти из-за того, что он стоит на берегу Финского залива, что удобно для доставки импортных комплектующих. А также он расположен неподалеку от нескольких стран Евросоюза, которые - если когда-либо улучшится ситуация с тарифными ставками - будут способствовать росту экспорта. Для крупных инвесторов существуют налоговые послабления. Представитель компании "Ford" Хенрик Ненцен (Henrik Nenzen) отмечает, что расходы на оплату труда составляют только треть от аналогичных расходов в Германии.

Кроме того, Санкт-Петербург является вторым после Москвы крупнейшим рынком. Будучи небольшим по западным стандартам, количество собственников автомобилей в России быстро растет. "Ford" ожидает в этом году продать 60000 машин (25000 из которых сделаны в России), на сумму в один миллиард долларов США; в 2000 году было продано 1400 машин. "Toyota" в этом году уже продала больше 30000 машин. Корейские производители "Daewoo" и "Hyundai" также имеют большие продажи. В опубликованном недавно докладе аудиторская компания "PricewaterhouseCoopers" подсчитала, что в первой половине 2005 года в Россию было ввезено 225000 новых иностранных автомобилей - в то время как за весь 2004 год было ввезено 280000 машин.

Наряду с растущими доходами покрыть разницу в цене между российскими и иностранными автомобилями покупателям помогает зарождающаяся отрасль потребительского кредитования. Г-н Ненцен говорит, что готовность платить более высокую цену - 52 процента покупателей автомобилей "Ford" водили до этого российскую машину - отражает, в частности, и растущее понимание ситуации, так как водители начинают учитывать эксплутационные расходы (ремонт, потребление топлива и т.д.) и ликвидационную стоимость, а не только стоимость в момент покупки.

А что же с легендарно невзрачной российской автомобильной промышленностью? В первой половине 2004 года продажи отечественных марок упали на 14 процентов. Этот спад особо символичен на фоне начавшихся на этой неделе продаж первых автомобилей "Logan", собираемых концерном "Renault" на бывшем автомобильном заводе "Москвич". (Это совместное предприятие с московским правительством: очень полезным партнером, как говорит представитель "Renault" Жан-Мишель Жалинье (Jean-Michel Jalinier), в очень бюрократизированном деловом климате.) Будущее российских производителей может состоять в заключении соглашений о сборке автомобилей с иностранными компаниями, например, как это сделали "General Motors" и "АвтоВАЗ". Российские власти, судя по всему, сейчас ставят общий рост экономики выше защиты интересов российских автомобилестроителей, хотя внесение изменений в правила импорта подержанных автомобилей могло бы спасти ситуацию в нижнем сегменте рынка. Теперь осталось только, чтобы они сделали что-нибудь с жадными до взяток гаишниками.