Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Чем больше, тем хуже

Две первые российские империи пали в процессе кризиса преемничества, третья - потому, что династию унаследовал невероятно слабый лидер, а советская империя рухнула после долгого правления немощных стариков

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В начале книги "Империи России" Филип Лонгуорт объявляет о своем намерении "изучить подобную фениксу природу российского империализма и расширить наше понимание" это явления. Он указывает, что на протяжение веков на российской почве поднялись и рухнули целых четыре империи, начиная с Киевской Руси в Средневековье, за которой последовало правление Ивана Грозного, долгое правление династии Романовых и относительно недолговечный советский режим

Энн Аппельбаум (Anne Applebaum) рецензирует книгу "Империи России" Филипа Лонгуорта (Russia's Empires, Philip Longworth).

В начале книги "Империи России" Филип Лонгуорт объявляет о своем намерении "изучить подобную фениксу природу российского империализма и расширить наше понимание" это явления. Он указывает, что на протяжении веков на российской почве поднялись и рухнули целых четыре империи, начиная с Киевской Руси в Средневековье, за которой последовало правление Ивана Грозного, долгое правление династии Романовых и относительно недолговечный советский режим.

После каждого из этих пиков русские переживали серьезные падения: экономический и политический крах, монголо-татарское и польское вторжение, хаос и беспорядок. Автор задается вопросом, что делало четыре российские империи одновременно агрессивными и хрупкими, почему российское общество переходит от оцепенения к маниакальной энергии и наоборот, почему русские смогли противостоять вторжениям и затем ответить установлением господства над соседями.

Все это замечательные вопросы. К сожалению, нельзя сказать, что Лонгуорт полностью на них ответил, если, конечно, на них вообще можно ответить в одной книге. "Империи России" - это в основном обычная история России, во многом позаимствованная из других подобных книг. Автор, похоже, особенно озадачен и даже разочарован распадом советской империи, которая, по его утверждению, была "маяком надежды для более бедных стран", несмотря на то, что марксизм нанес развивающемуся миру, пожалуй, даже больший экономический урон, чем самой России. И хотя в конце Лонгуорт не предлагает цельной теории, в тексте есть намеки на то, какой она могла бы быть.

Так, почти в самом начале книге он совершенно правильно уделяет особое внимание уникальной географии России. Тяжелый климат и короткий период роста способствовали развитию огромных поместий, потому что мелкие фермеры не могли обеспечить себя самостоятельно. Из-за бедности почвы численность населения сохранялась на относительно низком уровне. Как давно заметил американский историк Ричард Пайпс (Richard Pipes), необходимость контролировать людей, разбросанных по огромным просторам, подтолкнула российских правителей к автократии, и в то же время сделала эту автократию нестабильной по своей природе.

Частично из-за автократии, которой требовал ландшафт, но в основном из-за ограничений, которые российские правители вводили на частную собственность, Россия не смогла развить политические и экономические институты, способные объединить или организовать людей на ее обширной территории. Корпорации, банки, фондовые биржи и другие капиталистические институты появились в правление династии Романовых относительно поздно, слишком поздно, чтобы ее спасти, а затем были уничтожены Советским Союзом. Поскольку своих институтов не было, правители страны полагались на иностранцев - немцев, поляков, даже шотландцев - в вопросах инвестирования и развития.

Возможно, неслучайно две первые российские империи пали в процессе кризиса преемничества, третья - потому, что династию унаследовал невероятно слабый лидер, а советская империя рухнула после долгого правления немощных стариков. На протяжении всей российской истории слишком много власти было сконцентрировано в руках одного правителя-автократа, чьи неверные решения имели гораздо больше влияния, чем должны бы.

Лонгуорт упоминает, но не останавливается подробно на одном очень интересном предмете, а именно на развитии Россией имперской мифологии. Без четкого ощущения своего явного предначертания и без реальных коммерческих стимулов русские в 19-м веке начали наслаждаться обретенной империей просто ради власти, которую она им давала.

Незащищенная нация, чья элита добровольно говорила на французском языке, вместо родного, неожиданно оказалась господствующей над десятком других стран и начала верить, что территориальная экспансия как таковая равна силе нации. Это вера сохранилась и в советский период. Даже когда стало ясно, что советская империя разоряет Россию (возможно, это одна из немногих империй, чьи колонии высасывали ресурсы из метрополии), мифическую связь между экспансией и властью редко подвергали сомнению.

Более того, как указывает Лонгуорт в конце своей работы, российский имперский миф существует и сегодня. Нынешний президент Владимир Путин продемонстрировал советский империализм лишь в прошлом месяце, организовав массовые милитаристские празднования победы СССР во Второй мировой войне и отказавшись признать, что для многих соседей России победа Советского Союза означала порабощение и угнетение.

Учитывая разорение, которое советская система принесла российскому народу, экономике и окружающей среде, трудно представить, что Россия вновь станет мировой державой. Это, впрочем, не означает, что россияне не будут к этому стремиться, и что очарование империи улетучилось.

Энн Аппельбаум - автор книги "Гулаг: одна история" (Gulag: A History).

____________________________________________________________

Избранные сочинения Энн Аппельбаум на ИноСМИ.Ru:

Кто они такие - проамерикански настроенные люди? ("The Washington Post", США)

Магическая защита от терроризма ("The Washington Post", США)

Амнезия "Amnesty International" ("The Washington Post", США)

Российский 'менталитет ГУЛАГа' ("El Pais", Испания)

Извинения ("The Washington Post", США)

9 мая: торжество правды, или 'триумф' сталинизма? ("The Washington Post", США)

Россия смотрит на Меньшого Брата - и тревожится ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Последний рубеж России ("The Washington Post", США)

Борцы со свободой ("The Washington Post", США)

Новый "железный занавес" ("The Washington Post", США)

Теперь Ходорковский стал народным миллиардером ("The Sunday Telegraph", Великобритания)

Россия - не дитя малое ("The Washington Post", США)

Россия Санта-Клауса ("The Washington Post", США)