2 августа 2005 года. Если и был когда-то спящий великан, то это ипподромные скачки на лошадях в России. Но на Московском дерби в прошедшие выходные имелись признаки того, что, хотя этот вид спорта еще не вполне проснулся, кнопка "продолжение сна" была нажата, по-видимому, в последний раз.
Я этого не знал, когда, прибыв на Московский ипподром, пробирался мимо троих разодетых в перья женщин, которые прогуливались туда и обратно по красной ковровой дорожке на поводьях, находившихся в руках ковбоя. Это все входило в пышную церемонию Дня дерби в Москве.
Но я, конечно же, все понял, заметив Гарри Биби (Harry Beeby), величественного президента "Doncaster Bloodstock Sales" (Донкастерская ярмарка породистых лошадей), и Энди Смита (Andy Smith), без сомнения, самого путешествующего человека в мире, которые осматривали двухлеток в Донкастерской конюшне молодых кобыл. Гарри - первопроходец. И он знает, что продает именно таких лошадей, которых должны купить россияне, если они хотят двигаться вперед.
Теоретически, каждая страна в мире хочет проводить у себя первоклассные международные состязания по скачкам на лошадях. России, учитывая ее былую культуру конного спорта, следует иметь достойную ее прошлого индустрию племенного коневодства и организации скачек. Стоило лишь взглянуть на казаков, промчавшихся галопом вдоль трибун так, что их головы едва не касались земли, чтобы все это понять.
Устроенное казаками представление было великолепным. В ходе него были показаны все аспекты их сельской жизни, включая рискованную вольтижировку в седле и применение оружия, чтобы выжить в бою.
Кавалерийский полковник Владимир Жуковский, который руководит Московским ипподромом, является "почетным физкультурником России". Это у них в крови. Но вот вопрос: есть ли политическая воля модернизировать конный спорт?
В конечном счете, именно политики решают, будут ли в той или иной стране процветать скачки на лошадях. В Великобритании после второй мировой войны они предоставили Британскому Жокейскому Клубу монопольное право распоряжаться тотализатором. Неразумное использование этого права прямо повинно в том бедственном финансовом положении, в котором сегодня оказались скачки на лошадях в Великобритании.
В Аргентине скачки на лошадях были спасены благодаря лицензии правительства на установку на трибунах для зрителей автоматов для приема ставок. Доходы от монополии на эти автоматы поддерживают наплаву индустрию скачек.
У Испании была возможность перейти в Большую Лигу, когда был построен ипподром Мижас (Mijas), однако его превратили в тихую заводь. Правительство Андалусии не разрешило ипподрому взять себе местные лотереи с заочными ставками, которые играли решающую роль в получении доходов.
Правительство континентального Китая, которое недавно разрешило делать ставки на Пекинском ипподроме, в конечном итоге, сформирует китайскую индустрию организации скачек на лошадях. У них есть выбор: ограничить скачки - и тотализатор - Гонконгом и Макао или разрешить проводить их на всей территории страны.
Так как же поступит Кремль? Согласится ли он на создание прозрачной сети тотализаторов в Москве? В конце прошлой недели в городе имелись всего пять точек, где можно было делать ставки на проводившиеся в тот день скачки. Ясно, что это не позволит иметь поток доходов, чтобы финансировать индустрию племенного коневодства и организации скачек. Однако эта инфраструктура, возможно, переходит дорогу другим начинаниям. Станут ли владельцы столичных казино приветствовать конкуренцию? Хочет ли правительство поощрять граждан к тому, чтобы те делали ставки на скачках? Если да, то можно ли контролировать опасность коррупции? Это такие вопросы, которые приходится решать каждому обществу.
Министр сельского хозяйства, в сферу интересов которого входят скачки на лошадях, в прошедшее воскресенье был на ипподроме. Ему придется не только жонглировать "горячим картофелем" тотализатора на скачках, но также найти способ стимулировать возрождение российских ипподромов.
Было бы неплохо заглянуть в листок из Белой книги правительства Ирландии. Освободив от налогов доходы от жеребцов, они добились того, что Ирландия имеет самую процветающую индустрию племенного коневодства в мире. Россиянам, возможно, придется, продвинуться на шаг дальше. Для начала нужно разрешить на ближайшие несколько лет вычитать из налогообложения любые суммы, которые были инвестированы в племенное коневодство.
Подобный смелый шаг позволил бы стимулировать инвестиции в племенное коневодство, необходимые для развития инфраструктуры ипподромов и тотализаторов.
У россиян имеется отличная возможность возродить свою культуру конного спорта и вновь зажечь свои дремлющие инстинкты. Ведь Россия была одной из великих кавалерийских стран мира. Они все это могут, если этого захотят обитатели Кремля.