Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Несмотря на уроки "Курска", России еще многому предстоит научиться

К счастью для экипажа мини-подлодки АС-28, которая в конце прошедшей недели запуталась в тросах на дне Тихого океана, помощь пришла вовремя

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Трагедия таких людей - если хотите, большинства россиян, военных и гражданских - заключается в том, что их смелость и выносливость нужны не только для того, чтобы выжить в тех экстремальных условиях, которых в их стране и так предостаточно, но также и в жестоких испытаниях, которые для них приготовил Кремль.

8 августа 2005 года. "Терпящие бедствие в море", те, кому, как сказано в одном старом гимне, требуется укрытие "от скал и бурь, огня и врага", явно подразделяются на две категории. В первую входят новички в морском деле, яхтсмены выходного дня и профессиональные моряки - каковыми, фактически, является большинство из нас. Все мы немножко рискуем, когда поднимаем якоря и выходим в открытое море.

Но есть еще и другая категория, элитная группа моряков, бросающих вызов океану глубоко под водой в плавучих - или, что столь же часто бывает, тонущих гробах - всякий раз, когда уходят от берега. Это моряки-подводники ВМФ России.

Последний раз Голливуд обратился к теме катастроф с российскими подводными лодками, сделав фильм под названием "К-19: The Widowmaker" (в буквальном переводе "К-19: Оставляющая вдов" - прим. пер.) с Харрисоном Фордом (Harrison Ford) и Лайямом Нисоном (Liam Neeson) в главных ролях. Ну, если хотите, в последнее время весь российский ВМФ очень успешно оставляет вдов. Катастрофа с атомной подводной лодкой "Курск" 5 лет назад унесла жизни всех находившихся на ее борту 118 членов экипажа. А чрезвычайные происшествия с гибелью людей и несчастные случаи меньших масштабов продолжают происходить с прежней регулярностью.

Не далее как в прошлом месяце в центре Санкт-Петербурга взорвался и начал тонуть флагман эскадры. С ужасом думаешь о том, что сказал бы о таком позоре Петр Великий, основатель как этого прекрасного города, так и российского флота, кстати, активно изучавший военно-морскую науку и очень многому научившийся за время работы на корабельных верфях Дептфорда.

К счастью для экипажа мини-подлодки АС-28, которая в конце прошедшей недели запуталась в тросах на дне Тихого океана, помощь пришла вовремя. Но их спасли не соотечественники. Их спасли Королевские ВМС Великобритании, несмотря на то, что им пришлось начинать эту гонку за спасение людей в Глазго и облететь половину земного шара, чтобы подоспеть как раз к сроку и с нужными для этой работы инструментами.

Вот что говорили о командире мини-подлодки капитане Милашевском и его подчиненных, когда вчера утром они возвращались на сушу: люди особого сорта, герои, стойко переносящие все трудности, несгибаемые даже в кризисе, настоящие мужчины, одним словом, русские мужики.

Трагедия таких людей - если хотите, большинства россиян, военных и гражданских - заключается в том, что их смелость и выносливость нужны не только для того, чтобы выжить в тех экстремальных условиях, которых в их стране и так предостаточно, но также и в жестоких испытаниях, которые для них приготовил Кремль.

АС-28 является главным примером этого. Когда 5 лет назад я впервые увидел такую мини-подлодку, пытавшуюся добраться до потерпевшего катастрофу атомохода "Курск", я был просто ошеломлен. Этот аппарат выглядел таким комичным, таким примитивным, что я чуть ли не ожидал, что из его рубки вылезут Джон (John), Пол (Paul), Джордж (George) и Ринго (Ringo) и хором запоют "Мы все живем в нашей желтой субмарине, желтой субмарине, желтой субмарине". Фактически, та мини-подлодка чуть было не погибла, пытаясь спасти "Курск". Атомоход в то время представлял собой смертельную ловушку.

На этот раз хорошей новостью стало то, что все выжили. Неважно, вправду ли эти российские адмиралы в кремовых рубашках на своих животиках, прикрытых галстуками на резинке, просили Королевские ВМС о помощи или же они просто согласились на предложенную им помощь, но они спрятали в карман свою гордость и приветствовали помощь извне. Это огромный прогресс по сравнению с их высокомерным отказом от помощи Запада в спасении "Курска" до момента, когда было уже слишком поздно. Подобная ксенофобия и бессердечность, если бы они повторились сейчас, вероятно, обрекли бы на смерть в наполненной водой могиле капитана Милашевского и его людей.

Быть может, я принимаю желаемое за действительное, однако мне представляется, что на этот раз и высшие морские начальники избегали распространять бессовестную ложь вроде той, что они преподносили миру в момент катастрофы "Курска": якобы атомоход столкнулся с подводной лодкой "НАТО"; якобы экипаж посылал сигналы азбукой Морзе, ударяя металлическим предметом по корпусу подлодки; якобы спасательной операции мешало сильное волнение, и пр.

В таком случае, кое-какие уроки все же были извлечены. Экипаж сегодня в безопасности. Честь российского флота в определенном смысле восстановлена. Были даже вежливые слова благодарности в адрес Королевских ВМС от российских адмиралов. Они, возможно, застревали у россиян в глотке, но адмиралы все равно их произносили.

Но утешаться этими ободряющими признаками значит терять из виду более широкую и гораздо более темную общую картину. Капитан Милашевский и его люди на этой неделе едва не лишились жизни. А за что? За кого?

За президента Владимира Путина, своего Верховного Главнокомандующего? В течение всего кризиса он оставался человеком-невидимкой, как он это делал во время катастрофы "Курска" в 2000 году. Как и подобает петербуржцу по рождению, он всегда проявлял пристальный интерес к флоту, даже надевал флотскую форму, как современный Петр Великий. В таком случае ему должно быть стыдно за то, что он не проявил нужных качеств лидера.

А может, они рисковали жизнью за министра обороны Сергея Лаврова, возможного наследника Путина и, как и тот, бывшего ка-гэ-бэшного шпиона, но, в отличие от президента, такого, который шлифовал свой английский, проживая в 1970-е годы в Актоне, в семье одного британского коммуниста. Он сделан из того же теста, что и его хозяин.

Экипаж мини-подлодки рисковал жизнью не за деньги, в этом можно быть уверенным. Их оклады, без сомнения, смехотворно малы. Увеличение расходов на оборону, ставшее возможным в результате резкого роста цен на энергоносители, ушло на новые игрушки для генералов и адмиралов. Нужно же поддерживать представление о том, что Россия все еще является крупной мировой державой вне зависимости от своего ядерного арсенала и своих нефтяных богатств. Жизни солдат, матросов и летчиков, которые реально пытаются сделать это представление реалией, значат очень мало.

Быть может, экипаж мини-подлодки совершил этот подвиг во имя России, из патриотизма и любви к Родине-матери. Каким бы странным это ни показалось, это, вполне возможно, является истинным объяснением того, почему они так сильно рисковали. Но чем их отблагодарит Россия? Не только команду мини-подлодки, но и всех остальных своих граждан.

Несмотря на впечатляющие экономические показатели последних лет, Россия не сумела обеспечить российскому народу безопасность, справедливый суд, высокие стандарты здравоохранения, избавление от коррупции или просто обыкновенную свободу, которой он заслуживает. И печальней всего то, что многие россияне, кажется, примирились с тем, что правители в Кремле их обманывают.

Россия как государство и общество не работает. И не только российские мини-подлодки срочно нуждаются в капремонте.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Спасение субмарины: пять лет спустя ("USA Today", США)

Российская армия: ржавые танки, неисправные бомбардировщики ("Der Tagesspiegel", Германия)

Сотрудничество дает результат - подводная лодка спасена ("Christian Science Monitor", США)

Гонка со временем выиграна ("The New York Times", США)

Катастрофический коктейль по-русски ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)

Подводное дежа вю ("Wprost", Польша)