Прокремлевские политические силы начали всероссийскую кампанию с призывами переписать конституцию страны и дать Владимиру Путину возможность пойти на третий президентский срок, что - в свете растущей обеспокоенности наступлением Кремля на демократию - не может не вызывать тревогу Запада.
Поводом для призывов отменить запрет на нахождение одного человека у власти более чем два срока подряд стали слова самого Путина, сказанные им в Финляндии. Президент находится у власти с 2000 года и все это время говорил о том, что не пойдет на третий срок, в весьма категоричных выражениях. Но в Финляндии эта категоричность ему изменила:
- Может быть, я и хотел бы, но конституция страны не позволяет этого сделать.
В Кремле, как обычно, из слов президента не замедлили сделать соответствующие выводы, предложения по отмене запретительной конституционной нормы появились сразу из четырех источников.
Последним идею одобрил Михаил Маркелов, президент Марий-Эл, полуавтономной республики с не до конца ясным статусом. Будем надеяться, что на позицию господина Маркелова совершенно не повлияло то, что начальники региональной власти теперь выбираются не народом, а самим Путиным.
Хотя Кремль до сих пор утверждает, что у Путина нет никаких планов оставаться у власти после окончания второго президентского срока в 2008 году, его сторонники, по словам независимых аналитиков, активно обыгрывают сценарии, по которым 'их человек' мог бы остаться у власти.
- Он испытал очень сильное, практически открытое давление со стороны своей гвардии, и я заключаю, что их усилия были вознаграждены - Путин решил остаться, - считает Андрей Пионтковский, директор московского Центра стратегических исследований.
Главный фактор, не позволяющий Путину изменить конституцию - справедливая боязнь холодной реакции Запада. Но все же его стратегия несколько проясняется, если обратить взор на Александра Лукашенко, президента Беларуси, которую президент Джордж Буш назвал 'последней диктатурой Европы'.
Лукашенко, несмотря на явную ностальгию по временам Советского Союза и почтительное отношение к России, уже давно противится любым шагам по воссоединению с ней. Однако теперь появилось средство его убедить: он повернется лицом к России, если это поможет избежать перспективы демократической революции, подобной тем, что произошли на Украине, в Кыргызстане и Грузии. А Путин тут же станет президентом нового федеративного государства, в которое будут входить Россия и Беларусь, сохранив таким образом хотя бы тень уважения к закону.
При этом Дмитрий Орешкин, глава аналитического центра 'Меркатор', считает:
- Объединение будет сопровождаться всплеском патриотизма в России, где эта идея пользуется огромной популярностью.