Поляки, несомненно, стоят в первой шеренге ветеранов борьбы против коммунизма. Конечно, они не были первыми, кто оказал Красной Армии организованное сопротивление. В 1953 г. восстали восточные немцы, в 1956 г. - венгры, в 1968 г. - чехи и словаки. Особо почетное место в этом списке по праву принадлежит ополченцам из прибалтийских стран: укрываясь в лесах, они вели борьбу против советской оккупации вплоть до 1970-х гг. Однако именно польское движение 'Солидарность', двадцатипятилетие которого мы отмечаем на этой неделе, стало инициатором процесса, благодаря которому советский коммунизм утратил легитимность, а затем и рухнул.
Существование любой диктатуры основано на двух элементах: уверенности правителей в себе и покорности подданных. В первые годы Холодной войны оба эти фактора действовали в полной мере. Небольшой 'костяк' кадровых коммунистов, многие из которых были ветеранами борьбы против Гитлера, был уверен, что сама их роль в этой борьбе является необходимым и достаточным 'мандатом' на власть. Их окружал куда более многочисленный контингент карьеристов и лицемеров, не слишком веривших в принципы марксизма-ленинизма, но понимавших, что от поддержания господствующей идеологии зависит их личное благосостояние.
Однако к 1980 г. нравственное банкротство коммунистического строя было уже невозможно скрыть. Кроме того, Папой был избран поляк, стремившийся освободить соотечественников от тирании. И это ему удалось: не за счет критики коммунизма, - он был слишком умен, чтобы настолько упрощать свою задачу - но за счет того, что он сумел предложить людям более привлекательную альтернативу. Поляки откликнулись на его проповедь о человеческом достоинстве; они не меньше, чем Папа, мечтали о независимости своей страны и хотели гордиться ею.
Чтобы подавить это стремление, понадобились бы жесточайшие репрессии, развязать которые у коммунистов уже не хватало смелости. Конечно, они не сдались без боя: прошло 10 мучительных лет, в ходе которых полякам пришлось пережить и военное положение и аресты диссидентов, прежде чем Лех Валенса (Lech Walesa) сменил Войцеха Ярузельского (Vojciech Jaruzelski) на посту президента. Однако, вернув себе суверенитет, поляки подали благородный пример всем странам и народам.