Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Тбилиси холодный декабрьский день - и пальмы, украшающие двор дома самого богатого человека Грузии, покрыты стеклянными колпаками. Десятиакровый сад Бадри Патаркацишвили заканчивается прямо в центре города - на скале над рекой Мтквари

Имя Бадри Патаркацишвили на Западе мало кому известно. Однако Россия именно этому человеку, вынужденно живущему сейчас в Грузии, обязана появлением своих самых успешных компаний и предпринимателей.

В Тбилиси холодный декабрьский день - и пальмы, украшающие двор дома самого богатого человека Грузии, покрыты стеклянными колпаками. Десятиакровый сад Бадри Патаркацишвили заканчивается прямо в центре города - на скале над рекой Мтквари.

Его офис и гостиная расположены в настоящем дворце. Это бывший Дворец бракосочетаний, в котором во времена Советского Союза молодые надевали друг другу свадебные кольца. И вообще у Патаркацишвили, больше известного как просто Бадри, жизнь была - и остается - весьма колоритной (только вот на Западе об этом миллиардере мало кто знает). За большинством самых успешных компаний России стоит не кто иной, как 'просто Бадри'.

Он был одним из партнеров, основавших 'Сибнефть', нефтяную компанию, которую сейчас контролирует российский миллиардер Роман Абрамович, владелец футбольного клуба 'Челси'; он же стоял у истоков алюминиевого гиганта 'Русала', приватизации крупнейшего в стране производителя автомобилей АвтоВАЗа и национального авиаперевозчика 'Аэрофлота', национальных российских телеканалов ОРТ и ТВ-6 и многих других предприятий.

При Ельцине, когда в России шел переход от коммунистической командной экономики к капиталистической демократии, Бадри был как раз тем, кто политические идеи переводил в плоскость деловой практики. При этом он не отрицает, что его участие в залоговых аукционах, в результате которых в России был создан новый класс сверхбогатых олигархов, придает его фигуре несколько сомнительный колорит.

В 2001 году, когда президент Путин начал разворачивать вспять демократические реформы 90-х годов, Бадри был вынужден уехать из страны в родную Грузию, но сиднем в своем тбилисском дворце он сидеть не собирался. После возвращения он фактически стал самым богатым и самым успешным бизнесменом в стране. И за событиями, происходящими за пределами Грузии, он следит очень пристально.

Во время нашего разговора ему на телефон приходит сообщение - Леонида Невзлина, директора нефтяного гиганта "ЮКОСа", в России обвиняют в убийстве десяти человек. Бадри только усмехается.

- Десять? Почему десять? С ума сойти. Это же сфабриковано, причем настолько очевидно, будто прокуратура сама всему миру хочет показать, что дело шито белыми нитками.

У Бадри есть инвестиции во многих странах мира; он делал щедрые пожертвования в благотворительные проекты в Израиле.

- В Грузии меня ждали. Свои деньги я сделал в другом месте и не участвовал в грабеже и растаскивании. И я могу изменить экономику.

Хотя в России Бадри обвиняли в мошенничестве и экономических преступлениях в связи с 'Аэрофлотом', обвинения эти не подтвердились, а его партнера по 'Аэрофлоту' Николая Глушкова выпустили из тюрьмы по амнистии. Бадри защищает все свои деловые достижения с самых первых дней российского капитализма.

- Ответственность за то, чтобы старая коммунистическая система стала более капиталистической, лежала на Анатолии Чубайсе [авторе российских экономических реформ и приватизационной программы]. Учиться всем приходилось по ходу дела. В этом процессе были и писаные, и неписаные правила. Было переходное время, и стыдиться там нечего.

У Бадри с другими, кто бежал от авторитарного режима Путина, есть одна общая черта, которую российский президент не переносит в людях - независимость. Он - один из узкой группы бизнесменов, которых Кремль преследует 'по свершившемуся факту', причем не за экономические преступления, как вещают власти, а лишь за то, что они стремились создать негосударственные СМИ и демократическую Россию. Другого члена этой группы - Михаила Ходорковского, основателя компании "ЮКОС", самой успешной нефтяной компании в России, по обвинению в мошенничестве и хищениях посадили в тюрьму, где он сейчас объявил голодовку.

Ходорковский страдает незаслуженно, считает Бадри - ведь в том, как он делал бизнес при Ельцине, он ничем не отличался от остальных, в том числе от собственного протеже Абрамовича, который до сих пор считается другом Кремля.

- Сам я основал и управлял предприятиями, которые для своего времени были совершенно законны, а сейчас вышли в мировые лидеры, - говорит Бадри, - я дал путевку в жизнь многим капитанам нынешнего бизнеса.

Многие с ним согласны и считают незаконным переход государственных и частных активов (например, того же "ЮКОСа") в руки 'государственных олигархов' Путина. В прошлом году правительство России организовало аукцион, на котором за долги "ЮКОСа", составлявшие, по утверждению властей, 28 миллиардов долларов (15,2 миллиарда фунтов), было продано главное добывающее предприятие компании, что было расценено как жесткий ответ Кремля на политические амбиции Ходорковского. Российские власти не преследуют Бадри так активно, хотя Путину он далеко не друг.

За его дворцом непрерывно следят агенты российской секретной службы ФСБ, но Бадри надежно защищен - и собственной, и грузинской государственной службой безопасности. Он даже считает, что настанет время, когда даже с Путиным можно будет вступать в диалог.

- В отпуске был в Испании, - рассказывает он, - Когда ФСБ спросила Путина, не пора ли меня хватать. Президент спросил, один ли я, и они ответили, что не один - с семьей. И он сказал: 'Оставите его в покое. Пусть наслаждается отпуском'.

Как же начинался миллиардер Патаркацишвили? Как и Ходорковский, Бадри был членом комсомола, коммунистической молодежной организации, и благодаря собственной пронырливости в скором времени стал секретарем местной ячейки. Бизнесом он начал заниматься в конце 80-х годов, когда в стране шла перестройка. Он встретился с одним из своих знакомых на АвтоВАЗе, крупнейшем автозаводе страны, и испросил у него права представлять завод на Кавказе. По его собственному признанию, в то время он еще совершенно не разбирался в том, как продавать машины.

Когда коммунистическая экономика начала разваливаться, Бадри вдруг начали звонить по телефону чуть ли не все члены московского Политбюро: всем требовались запчасти для машин, которых было не достать. Он не отказывал никому - так появились связи, которые не прервутся до конца 90-х годов. Одним из его знакомых был Борис Березовский, в то время 33-летний ученый и предприниматель из Москвы. Он хотел начать свое дело и искал стартовый капитал.

Березовский с женой прилетели в Грузию, и та встреча стала началом дружбы, которая изменила Россию и дала начало компаниям, сегодня удерживающим лидирующие позиции в нефтяной, алюминиевой, воздушно-транспортной и автомобильной отраслях. В 90-е годы Бадри с Березовским и другими основали 'Русский Алюминий' (сейчас 'Русал'), крупнейшую алюминиевую компанию России и одну из крупнейших в мире. Прибыль от алюминия позволила им создать 'Сибнефть', нынче самую крупную частную нефтяную компанию страны стоимостью 15,6 миллиарда долларов. В 'Русале' и 'Сибнефти' их доли равнялись долям Абрамовича и Олега Дерипаски. Среди других их проектов были ОРТ, в то время главный частный телеканал в России, а также - после приватизации - 'Аэрофлот'. Теперь все это захвачено бизнесменами и политическими друзьями Путина.

В июле Березовский, которому в Великобритании предоставили политическое убежище, объявил, что планирует подать в суд на Абрамовича и взыскать с него убытки. Березовский утверждает, что Абрамович, действуя по приказу Кремля, заставил его и Бадри продать свои доли в 'Русале' и 'Сибнефти' по заниженным ценам. По словам представителя Абрамовича, миллиардер отрицает это и будет активно защищаться, если дело дойдет до суда.

Бадри в этом году исполняется 50 лет. Он пользуется немалым влиянием и у себя дома, и за границей. Сначала его пытался заманить в Грузию Эдуард Шеварднадзе, а потом - и нынешний президент Грузии Михаил Саакашвили. И сегодня Бадри готов к отношениям с большими державами, которые начинают интересоваться этой маленькой страной. К примеру, после нашей встречи на обед к нему приглашен посол США. Внутри страны он тоже пытается повлиять на ситуацию: купил тбилисский футбольный клуб, финансирует строительство торгового центра в столице, курортного комплекса на Черном море. Кроме того, он возглавляет медиахолдинг 'Имеди', в следующие шесть лет планирует вложить миллиард долларов в реконструкцию крупнейшего в Грузии нефтяного морского терминала, уже долгое время остается председателем олимпийского комитета Грузии.

__________________________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Реформы по-кавказски ("Forbes", США)

БЕЗ ЭФИРА В РОССИИ ("The New York Times", США)