Четыре с половиной месяца понадобилось Европейскому Союзу, чтобы решиться на принятие санкций против Узбекистана в связи с кровавой расправой в Андижане. Эти санкции должны быть утверждены министрами иностранных дел 25 стран-членов ЕС в понедельник на заседании в Брюсселе. Ожидается, что в соответствии с ними будет наложен запрет на экспорт оружия, военной техники и материалов, которые могут быть использованы для внутренних репрессий. Прочие меры включают отказ в выдаче виз тем, кто считается принимавшим участие в этом массовом убийстве, а также сокращение размеров помощи, предоставляемой в соответствии с соглашением о партнерстве и сотрудничестве от 1996 года.
ЕС заявляет, что был вынужден ждать представления отчета своего специального представителя, словацкого дипломата Яна Кубиса (Jan Kubis), прежде чем предпринимать какие-то действия. Тем самым Евросоюз проигнорировал установленный им самим окончательный срок - 30 июня - когда Узбекистан должен был выполнить его требование о проведении международного расследования жестокой расправы 13 мая, в ходе которой были убиты сотни людей. Как бы в насмешку над пострадавшими, ЕС даже не подумал о том, чтобы внести вопрос об Андижане в повестку дня встречи министров иностранных дел в Ньюпорте в этом месяце.
Кубис, побывавший в Ташкенте и Андижане три недели назад, послушно передал руководству отказ президента Ислама Каримова выполнить требования ЕС. Вместо этого узбекские власти начали суд над 15 участниками андижанских событий, которых обвиняют в содействии исламским экстремистам, якобы организовавшим мятеж. В отличие от этого, расследования, проведенные правозащитными организациями, показали, что власти применили чрезмерно жестокие меры для подавления в основном мирных протестов против бедности и репрессий.
У Евросоюза есть шанс компенсировать свое промедление во время встречи с Владимиром Путиным в Лондоне в следующий вторник. Российский президент очень быстро пошел на укрепление отношений с Каримовым после того, как тот принял решение запретить американским военным пользоваться авиабазой в Карши-Ханабаде. Это усиливает российское влияние в 'ближнем зарубежье', что является важнейшей задачей внешней политики Кремля. Лидеры ЕС должны сказать Путину, что поддержка узбекского тирана угрожает стабильности в этом стратегически важном регионе, и может лишь нанести ущерб отношениям Москвы с Западом. Вопрос заключается в следующем: хватит ли у ЕС на это смелости? Медлительность в андижанском вопросе не дает больших поводов для оптимизма.