У узбекских судей, ведущих процессы по уголовным делам, есть большое преимущество: обвиняемые всегда признают свою вину. Пятнадцать человек, на прошлой неделе представших перед Верховным судом в Ташкенте, столице Узбекистана, не были исключением. Каждый признал себя виновным в руководстве вооруженным исламистским восстанием в Андижане 13 мая этого года, которое вылилось в массовое убийство, и каждый попросил о помиловании.
Однако, что странно, никто, за исключением, может быть, узбекских властей, им не поверил. Правозащитные организации имеют документальные подтверждения активного использования в узбекских тюрьмах пыток для получения признаний. Кроме этого, свидетели насилия, сбежавшие в соседний Киргизстан, говорят, что именно власти, а не обвиняемые, устроили бойню антиправительственных демонстрантов в Андижане. Призывы к независимому расследованию этих убийств были отвергнуты.
Этому насилию предшествовал другой суд, над 23 местными бизнесменами, которые также были названы исламистскими экстремистами. Это обвинение весьма часто выдвигается против представителей оппозиции. Ночью 12 мая группа их сторонников напала на полицейский участок и военную часть, похитила оружие, затем штурмом взяла тюрьму, в которой содержались бизнесмены, и освободила их и других заключенных. Также было захвачено здание администрации. На следующий день на главной площади города собрались тысячи демонстрантов самых разных возрастов, которые требовали демократии и проведения экономических реформ. Через несколько часов на площадь на бронетранспортерах приехали солдаты, начавшие стрелять в безоружных демонстрантов. Были убиты около 700-1000 человек. Узбекские власти говорят о 187 погибших, и заявляют, что большинство из них были боевиками.
Никто не предоставил никаких видимых доказательств массовой бойни, и не назвал поддающееся проверке количество погибших: тела были быстро собраны и похоронены в безымянных общих могилах; те немногие из журналистов, которые присутствовали при тех событиях, были задержаны, а их аппаратура была конфискована. И все же сообщения о массовых убийствах вызвали шок в Средней Азии. В частности, эти известия усилили давнюю напряженность в отношениях между Узбекистаном и Киргизстаном, в котором более 400 выживших в бойне нашли убежище. Узбекские власти настаивали на возвращении беженцев, одновременно оказывая давление на киргизское правительство и заставляя родственников сбежавших убеждать их вернуться в страну.
Сначала казалось, что Киргизстан, зависящий от узбекского природного газа, уступает давлению, так как четверо беженцев были возвращены. Однако в июле под давление западных дипломатов Киргизстан разрешил Организации Объединенных Наций вывезти 439 беженцев в Румынию, откуда они были развезены по другим странам. Узбекистан принял ответные меры. Он приказал Америке, принимавшей участие в эвакуации, в течение полугода освободить военно-воздушную базу Карши-Ханабад, с которой осуществлялось материальное обеспечение находящихся в Афганистане войск. На идущем сейчас судебном процессе один из обвиняемых заявил, что восстание в Андижане финансировало американское посольство. Трое других обвиняемых сказали суду, что они проходили подготовку в военных лагерях в Киргизстане.
В случае, если обвиняемые будут осуждены, их ожидает смертная казнь. В общем по таким же надуманным обвинениям могут быть осуждены около ста человек. Поможет ли это президенту Исламу Каримову остаться у руля страны, все еще кипящей гневом из-за произошедших жестоких событий, пока не ясно.