Корсаков и Южно-Сахалинск, 6 октября 2005 года. Чехов, посетив о. Сахалин, когда тот был царской колонией-поселением, удивился, как можно выжить на этом острове, в омерзительной бедности, с неизменным в любую погоду видом голых скал и ревом моря. Хотя сегодня в этот остров вкладываются самые большие в России иностранные инвестиции, некоторые вещи не изменились. Море вокруг северного побережья острова замерзает на полгода, мешая танкерам добраться до расположенной вблизи берега платформы, которая в 1999 году начала качать нефть в рамках проекта "Сахалин-2". Тем не менее, для "Газпрома" Сахалин остается неотразимо привлекательным.
На прошлой неделе созданный для осуществления проекта "Сахалин-1" консорциум во главе с компанией "ExxonMobil" дал первую нефть. Но самым передовым и амбициозным проектом в нефтегазовой отрасли России является "Сахалин-2", который возглавляет объединенная компания "Royal Dutch/Shell". Строятся еще две платформы; нефть и газ по спаренным трубопроводам должны транспортироваться на берег и далее к нефтяному терминалу и первому в России заводу по сжижению природного газа (сжиженный газ занимает лишь малую толику своего первоначального объема). Компания "ExxonMobil" предложила альтернативную схему транспортировки своей нефти, которая обойдется в 13 млрд. долл. США. Нефть будет транспортироваться через Татарский пролив на континент; однако эта компания не знает, что ей делать с природным газом, помимо того, что продавать часть его для местных нужд.
Проект "Сахалин-2" заранее продал 80% сжиженного газа, который он намерен произвести в предстоящие 20 лет, Японии, Южной Корее и Северной Америке. "Газпрому" была нужна доля в этих новых экспортных рынках: он ее получает, обменивая 50% одного из своих сибирских месторождений на 25% проекта "Сахалин-2". Большую часть этой доли обеспечит компания "Shell", владеющая 55% проекта, хотя источники, близкие к сделке, говорят, что некоторую часть даст также японский партнер "Matsui", в результате чего "Газпром" станет вторым по величине участником проекта. "Shell" получит новые резервы, которые могут быть ею задекларированы.
К несчастью для "Shell", сделка этим летом сорвалась, так как оператор проекта, компания " Sakhalin Energy", удвоила свои оценки стоимости до примерно 20 млрд. долл., и производство сжиженного газа было отложено до 2008 года. По условиям ее соглашения с правительством, более высокие расходы означают сокращение доходов России.
Упущения, связанные с оценкой окружающей среды, частично объясняют просчеты. "Они планировали этот проект, как если бы планировали новую планету", - говорит Татьяна Серых из фонда "World Wildlife Fund". Пришлось изменить маршруты трубопроводов от платформ к острову, чтобы обойти пастбища китов, подвергающихся опасности вымирания. Потребовались новые меры по предотвращению загрязнения проложенными на берегу трубопроводами примерно 1000 водотоков, которые они пересекают. "Тот, кто заявляет, что трубопровод не нанесет никакого вреда окружающей среде, дурак", - говорит один инженер. Главный исполнительный директор компании "Sakhalin Energy" Иан Крейг (Ian Craig) утверждает, что местные браконьеры наносят природе куда больший вред.
Деятельные активисты и компания, кажется, успешно решают самые трудные проблемы окружающей среды. Социальное недовольство на этом доведенном до нищеты острове, возможно, менее ощутимо. Местные жители жалуются на урон, наносимый рыболовству, которое является самой работоспособной отраслью: в устья рек Сахалина в сезон нереста заходит лосось. Жителям острова следовало бы быть недовольными правительством России, которое решило возвращать почти все российские доходы от проекта "Сахалин-2" обратно в Москву. Но оставшиеся с советских времен представления об ответственности крупных предприятий, в сочетании с отчаянием от того, что Москва ничего не дает, означают, что гнев населения фокусируется на компании. "Они ничего не дают городу, кроме проблем", - говорит мэр Корсакова, города с населением около 40000 человек, буквально рядом с которым расположен завод по сжижению природного газа. Еще более бедные пастухи оленей, говорят, куда менее требовательны.