'Почему вам так хочется смотреть на это чудовище?' - спрашивают иногда россияне гостей, которые стоят в очереди у входа на Красную площадь в ожидании того, чтобы пройти мимо курящей охраны через металлоискатели в Мавзолей, построенный в стиле древних ацтеков. Обнажив головы и вытащив руки из карманов, туристы вглядываются в труп, подсвеченный щадящим тусклым освещением, а затем выходят к Кремлевской стене, где погребены прочие советские знаменитости. Сейчас все чаще раздаются разговоры о том, что Россия должна положить конец этому щекочущему нервы отвратительному зрелищу и наконец похоронить Ленина.
Мысль о том, чтобы вынести Ленина с Красной площади, где он лежит с момента своей кончины в 1924 году, за исключением короткого промежутка военного времени, когда его эвакуировали на Урал, обсуждалась еще до того, как созданное им советское государство рухнуло. В 90-е годы Борис Ельцин время от времени использовал эту большевистскую мумию в качестве аргумента в своей борьбе с коммунистами. Велись разговоры о референдуме с целью решения судьбы Ленина, однако в итоге Ельцину удалось лишь убрать от мавзолея почетный караул. Данный вопрос недавно возник вновь после того, как в Москве с большими почестями были перезахоронены останки русского генерала-белоэмигранта, а отчасти и в связи с заявлением одного из высокопоставленных помощников Путина о том, что Ленина пора убрать.
Если его уберут, то пострадает две группы людей. Первая - это его бальзамировщики (которым часто приходится заниматься восстановительными работами над телом, и о которых ходят слухи, будто они подрабатывают, консервируя трупы боссов мафии). Вторая, более многочисленная категория - это российские коммунисты. Они по-прежнему проводят свои демонстрации возле Мавзолея; однако теперь, чтобы пройти туда, им приходится маршировать мимо роскошных автомобильных салонов, окружающих площадь. Побеспокоить тело вождя - значит обречь себя на определенный риск: к сожалению, коммунисты все еще составляют самую значительную часть парламентской оппозиции. Поэтому пока Ленина оставили в покое. Как когда-то сказал Путин, убрать его - значит сказать людям, следовавшим его идеям, что они 'исповедовали ложные ценности, что их жизнь прошла напрасно'.
Это печально, но они действительно исповедовали ложные ценности. Часто говорят о том, что Ленин был не настолько ужасен, как Сталин, составлявший вождю компанию в Мавзолее до тех пор, пока Хрущев без лишних церемоний не вышвырнул его оттуда. Может быть и так, но все равно Ленин был безжалостным фанатиком, ввергнувшим Россию в пучину гражданской войны, отравившим ее историю и историю многих соседних стран. И что более важно, ленинское наследие по-прежнему преследует это государство.
У Путина может быть много недостатков, но (несмотря на возрождение им коммунистических символов и прежнего государственного гимна) он не является советским диктатором. Однако его деятельность в какой-то степени несет на себе печать старой идеологии. Российская внешняя политика все еще страдает от иллюзорной ностальгии по утраченной империи. Государство по-прежнему слишком мало заботится о частной собственности, слишком часто демонстрирует свою рефлекторную подозрительность в отношении бизнеса и придает гипертрофированное значение роли государства в экономике, что показали недавние события в российской энергетической отрасли.
Самое веское основание для того, чтобы по-прежнему выставлять Ленина на всеобщее обозрение, состоит в демонстрации его огромной и ужасной роли в российской истории. Переписывание истории было любимым занятием большевиков, и неспособность России осознать свое прошлое лежит в основе многих ее сегодняшних проблем. Однако это аргумент для музеев и школьных учебников, но не для того, чтобы хранить труп в самом центре столицы. Когда Джордж Буш и другие гости присутствовали на майской праздничной церемонии в Москве в честь годовщины окончания второй мировой войны, тело Ленина следовало тактично прикрыть. Ведь, как показывают часто звучащие на Красной площади гневные вопросы, его присутствие там раздражает многих россиян. Пусть он упокоится в Санкт-Петербурге, где лежит расстрелянный большевиками царь. Россия должна помнить свое прошлое, но она также должна похоронить его.