У Виктора Вексельберга, третьего человека России по размеру личного состояния, теперь появилось новое занятие - тяжелая борьба против двух противников, выигравших у него 100 миллионов долларов (57 миллионов фунтов) в бизнес-игре, на местном жаргоне больше известную под названием 'русской рулетки'.
Началось все с того, что в этом году Вексельберг, владелец алюминиевого гиганта 'СУАЛ', принял рискованное решение, которое в случае успеха позволило бы ему задешево купить корпорацию 'ВСМПО-Ависма' - крупнейшего в мире поставщика титана. Однако план обернулся против него самого: свой собственный пакет в 13,4 процента ушел от Вексельберга по той самой заниженной цене, которую он хотел использовать для установления контроля над компанией.
Правда, Вексельберг не сдается. Во вторник в Свердловске, где он имеет немалое политическое влияние, ему удалось убедить суд заморозить проданные им акции, а вчера заявил, что он в любом случае установит контроль над компанией.
- Мы не просто боремся за 13 процентов, - сказал он на пресс-конференции в России. - Мы боремся за выкуп всех акций, находящихся в трасте, то есть всех 70 процентов.
По другую сторону конфликта стоят президент ВСМПО Вячеслав Брешт и генеральный директор Вячеслав Тетюхин. Каждый из них контролирует 30-процентный пакет стоимостью 550 миллионов долларов, причем между ними есть и свои разногласия - Тетюхин не устраивает Брешта своим авторитарным стилем руководства.
Тлеющий конфликт между тремя совладельцами - по выражению Брешта, 'война на сукне стола', начавшаяся еще в 2003 году, когда 'СУАЛ' попытался, но не сумел установить контроль над титановой группой, и приостановленная с подписанием общего соглашения, - разгорелся в полную силу в этом году, когда Вексельберг решился запустить 'русскую рулетку'. По ее правилам, каждый из трех партнеров имеет право предложить свои акции для продаж остальным двум партнерам. Если же те в течение 90 дней не принимают это предложение, то тот, кто начал, получает право выкупить их пакеты по той же цене, что он назначил за свои акции.
- Это [соглашение] потому и называется 'русской рулеткой', что тот, кто нажимает на курок, может сам получить пулю в висок, - сказал Брешт.
Вексельберг решил установить цену на собственный пакет на 10 процентов ниже рыночной цены, рассчитывая, что внутренние противоречия между Брештом и Тетюхиным станут для них непреодолимым препятствием. Однако все получилось наоборот.
- Мы были словно две собаки, лающие друг на друга ровно до тех пор, пока кто-нибудь из них не увидит кошку. Нам стало легче найти общий язык, потому что у нас был общий противник, - рассказывает Брешт.
Им удалось найти деньги, чтобы купить пакет Вексельберга за 148,6 миллиона долларов. Между тем нынешняя его стоимость уже составляет 250 миллионов.
Конечно, для человека, личное состояние которого (по большей части благодаря тому, что он контролирует 25 процентов в совместном предприятии 'ТНК-ВР') оценивается в 6,1 миллиарда долларов, в прошлом году заплатившего 90 миллионов долларов за девять ювелирных яиц Фаберже, это невеликая потеря. Но Вексельбергу уж очень сильно нужно присоединить к своему алюминиевому концерну еще и титановое производство.
Решение свердловского суда Брешт оспаривает и грозит перевести рассмотрение дела в лондонский арбитражный суд.
- В соглашении явным образом написано, что для справедливого разрешения споров выбирается арбитражный суд Лондона, а никак не Свердловска.
Тем временем Вексельберг объявил, что планирует построить в Свердловске первый частный город.