Существуют серьезные сомнения в честности выборов, прошедших накануне в Азербайджане, который, будучи экспортером нефти, приобретает все большее влияние на неспокойном Кавказе. Несмотря на все разговоры о реформах, президента Ильхама Алиева и его правительство обвиняют в запугивании оппонентов. Странное разоблачение якобы готовившегося государственного переворота вряд ли может укрепить веру в нынешнее руководство страны.
На загадочном Кавказе часто все не так, как кажется. Так же получилось и с двумя несовместимыми избирательными кампаниями, которые предшествовали парламентским выборам в Азербайджане, состоявшимся в воскресенье, 6 ноября. Одна из них представляла собой указы о предвыборных правилах приличия, подписанные президентом бывшей советской республики Ильхамом Алиевым, открытую регистрацию кандидатов, планы проведения опросов на выходе с избирательных участков и освобождение политических заключенных.
Однако за всем этим шла другая, параллельная кампания, которая вызвала тревогу иностранных наблюдателей и правозащитников. В рамках этой кампании кандидатов от оппозиции и их сторонников задерживали и избивали, СМИ были явно лишены беспристрастности, а после загадочной отмены возвращения на родину живущего за границей лидера оппозиции появились непонятные обвинения в организации государственного переворота.
В прошлом месяце министр здравоохранения Азербайджана Али Инсанов, и министр экономического развития Фархад Алиев были отправлены в отставку. Им вместе с другими чиновниками было предъявлено обвинение в оказании помощи тому самому лидеру оппозиции Расуту Гулиеву в организации переворота с целью свержения правительства президента Алиева. Гулиев, который собирался вернуться на родину для участия в выборах, был вынужден отказаться от своих планов.
Во вторник правительство заявило, что обнаружило тайник с оружием, которое должно было применяться заговорщиками. В среду некоторые из обвиняемых выступили по телевидению с "признаниями". Два дня спустя оппозиционная Демократическая партия сообщила о том, что ее офис в Баку был обыскан полицейскими в штатском, которые конфисковали листовки и арестовали менеджера кампании. Министерство внутренних дел заявило, что об обыске ничего не знает.
На этой неделе Алиев заявил, что заговорщики собирались захватить власть, а действия его правительства помогли предотвратить возможное перерастание конфликта в гражданскую войну. Некоторые из его критиков высказали предположение, что на самом деле весь заговор был сфабрикован, чтобы замаскировать борьбу за власть между разрозненными кланами элиты: отец президента и его предшественник на высоком посту Гейдар Алиев постоянно обвинял в подобных планах своих потенциальных соперников на протяжении всех тридцати лет у власти. Другие считают, что аресты были призваны показать оппозиционным группам, что любое сопротивление режиму Алиева бессмысленно.
Итак, несмотря на все обещания и громкие заявления президента, нынешние парламентские выборы могут оказаться немногим честнее, чем фальсифицированные президентские выборы в 2003 г., в результате которых Алиев пришел на смену отцу. Нью-йоркская правозащитная организация "Human Rights Watch" сообщила, что зарегистрировала множество случаев избиения, задержания и применения других форм запугивания оппозиционных кандидатов и их сторонников, а потому выборы не могут считаться свободными. Если махинации были вопиющими, нельзя исключать народного восстания, как это произошло после сфабрикованных выборов в соседней Грузии и на Украине. Однако последние шаги спецслужб Алиева показывают, что его режим полон решимости искоренить любые помыслы о мятеже.
Азербайджан - страна важная, причем даже более важная, чем Грузия, которая, благодаря своему телегеничному, говорящему по-английски президенту Михаилу Саакашвили получает гораздо больше внимания. У Азербайджана больше население (8 млн.), причем в большинстве своем это мусульмане. Окружение страны оставляет желать лучшего - к северу расположены российский Дагестан и Чечня, где царит анархия, к югу - Иран. В 1990-х г.г. Азербайджан вел войну с соседней Арменией, в результате чего лишился Нагорного Карабаха. Эти две страны могут вновь развязать конфликт. Но, самое главное, у Азербайджана есть нефть и газ: вскоре новые трубопроводы будут доставлять энергоносители с Каспия в Средиземноморье.
Эта страна двулична, как и ее выборы. Это гордая, растущая нация с европеизированной элитой и шикарной столицей. Но она также гротескно коррумпирована, страдает от соперничества кланов, а ее бюрократы богатеют от взяток, в то время как 40% населения живет в нищете.
Нефть, соперничество с Россией за влияние на постсоветском пространстве и стратегическое положение Азербайджана могут навести на мысль, что Америка и Евросоюз должны быть довольны президентом Алиевым и вроде бы предлагаемой им стабильностью. Но это было бы неверной политикой как для Запада и его репутации в мусульманском мире, так и для самого Азербайджана. По сути, страна стоит перед выбором: чуть больше демократии сейчас или более тяжелые перемены лет через десять, когда значительная часть нефтедолларов будет растрачена. Сейчас уже слишком поздно исправлять несовершенные выборы прошедших выходных. Но Америка и ЕС все же могут попытаться добиться честного подсчета голосов или - как это было на Украине в прошлом году - оказать давление на власти, чтобы те не применяли силу в случае демонстраций.
Но самое настоящее испытание предстоит Алиеву, который остается такой же кавказской загадкой, как и его страна. Обращаясь к западным странам, президент говорит о борьбе с коррупцией, увеличении числа состоятельных граждан и присоединении к Европе. Этот Алиев вроде бы понимает, что, поскольку власть в Азербайджане принадлежит главным образом президенту (а его парламентская партия пользуется широкой поддержкой), он больше потеряет, чем выиграет от фальсификации выборов, а потому стремится обуздать не приспособившихся к новым порядкам избирательных чиновников и слишком усердную полицию. Но другой Алиев давно вступил с ними в тайный сговор. Он отрицает факт вопиющих нарушений прав человека и не может побороть рефлекторную постсоветскую подозрительность в отношении оппозиции или мнение, что победа непременно должна быть с подавляющим большинством голосов.
На следующей неделе ему будет недостаточно заявить, как это обычно делают мнимые реформаторы, что его страна переживает переходный период. Он должен положить конец политическим преследованиям и наказать допущенные на выборах нарушения. Это шанс Алиева доказать, что он может стать подлинно демократическим лидером, а не просто видимостью.