Америка и Европа вчера открыли России путь для проведения переговоров со все более радикальным иранским режимом по вопросу ядерной программы Тегерана.
Такой шаг означает резкий поворот в политике западных стран, которые жестко настаивали на передаче дела Ирана в Совет Безопасности ООН в связи с подозрениями в том, что исламский режим под прикрытием своей гражданской ядерной программы создает атомную бомбу.
На вчерашней встрече Совета управляющих Международного Агентства по Атомной Энергии в Вене британский представитель Питер Дженкинс (Peter Jenkins) заявил, что Европейский Союз 'уступил' просьбе Москвы дать ей дополнительное время для поиска договоренности.
Высокопоставленные представители США также заявляют, что готовы предоставить России возможность попытаться договориться с Тегераном в связи с провалом в августе дипломатических усилий так называемой европейской тройки - Великобритании, Франции и Германии.
Поскольку иранские сторонники жесткой линии заявили о своей победе, Дженкинс сказал, что 'Тегерану не следует делать вывод о том, будто открывшаяся возможность будет существовать при любых обстоятельствах'.
Иран утверждает, что пытается освоить все аспекты ядерных технологий лишь для производства электроэнергии. Однако инспекторы МАГАТЭ обнаружили, что Иран лгал на протяжении 18 лет, и жалуются на нежелание Тегерана сказать всю правду. В последнем докладе МАГАТЭ Совету управляющих отмечается, что Иран передал проект отливки урана в полусферы. Единственное известное применение такой технологии относится к созданию ядра атомной бомбы.
По условиям соглашения с европейской тройкой, Иран пообещал остановить самую опасную часть своей программы - обогащение урана и переработку плутония - до достижения более постоянного соглашения.
Однако в августе он возобновил работы на заводе, занимающемся производством шестифтористого урана, который является исходным материалом для уранового обогащения.
В соответствии с условиями предполагаемой сделки с Россией, Тегерану будет разрешено продолжать производство шестифтористого урана. Однако затем этот материал для дальнейшего обогащения должен будет направляться в Россию, в связи с чем планируется создать совместное ирано-российское предприятие.
Таким образом, иранцам предусматривается отдать лишь 'управленческие' функции, в то время как русские должны будут контролировать технические аспекты, гарантируя, что на предприятии производится лишь низкообогащенный уран, а не оружейный материал.
Пока Иран отвергает данную идею. Западные страны рассчитывают на то, что в случае провала переговоров с Тегераном Москва поддержит их требование о передаче 'иранского досье' в Совет Безопасности ООН.
'Россия в этом вопросе играет ключевую роль', - заявил один высокопоставленный британский представитель.
'Русские не хотят, чтобы Иран обладал ядерным оружием, и согласны с тем, что будет опасно предоставлять Ирану возможности для обогащения урана'.